Административная ответственность за возбуждение ненависти либо вражды

В соответствии со ст.20.3.1 КоАП РФ административная ответственность наступает за действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также унижение достоинства человека по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Данная норма предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей, или обязательные работы на срок до 100 часов, или административный арест на срок до 15 суток; на юридических лиц – от 250 тысяч до 500 тысяч рублей.Согласно ч.1 ст.28.4 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.20.3.1 КоАП РФ, возбуждаются исключительно прокурором.

Объективная сторона правонарушения состоит в оказании активного воздействия на людей, направленного, во-первых, на возбуждение ненависти, то есть сильной стойкой неприязни к отдельному лицу или группе лиц, во-вторых, на возбуждение вражды, то есть ненависти между группами людей, и, в-третьих, на унижение достоинства отдельного лица или группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности какой-либо социальной группе.

Действия, указанные в ст. 20.3.1 УК РФ, влекут ответственность только в случае их совершения публично или с использованием средств массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет».

Субъектом правонарушения является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Помощник прокурора Усть-Пристанского района юрист 1 класса  Е.П. Ненашева. 

                                                                            

За злостное уклонение от уплаты алиментов предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со ст. 157 УК РФ.

За неуплату родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших 18-летнего возраста, если это деяние совершено неоднократно, предусмотрена уголовная ответственность.

Согласно статье 80 Семейного кодекса РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. В случае если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке.

Также статьей 85 Семейного кодекса РФ предусматривается обязанность родителей содержать своих нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи.

Неуплата средств на содержание детей заключается в отказе лица выполнять постановление судьи о взыскании алиментов либо заключенное нотариально заверенное соглашение.

Алименты взыскиваются на содержание несовершеннолетних детей до достижения ими 18-летнего возраста и тогда, когда ребенок уже достиг совершеннолетия.

К нетрудоспособным совершеннолетним детям относятся лица, которые в силу физического или психического недуга не могут трудиться и обеспечивать свое существование. Их нетрудоспособность должна подтверждаться соответствующими медицинскими документами.

В силу пункта 1 примечания к статье 157 Уголовного кодекса РФ признается неуплата родителем без уважительных причин средств на содержание несовершеннолетних детей или нетрудоспособных совершеннолетних детей, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние (часть 1 статьи 5.35.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ), в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию. Согласно закону лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

К уголовной ответственности могут быть привлечены родители, то есть лица, записанные отцом и матерью ребенка в книге записей рождения, включая и тех, отцовство которых установлено в порядке, предусмотренном статьями 48, 49 Семейного кодекса РФ, лица, усыновившие несовершеннолетнего, а также лицо, лишенное родительских прав, если с него взысканы алименты, поскольку лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности по содержанию детей.

Санкцией статьи 157 Уголовного кодекса РФ за неуплату средств на содержание детей предусмотрено наказание в виде исправительных работ, принудительных работ, ареста, а также лишения свободы на срок до одного года.

Помощник прокурора Усть-Пристанского района юрист 1 класса    Е.П. Ненашева

Об изменениях в уголовно-исполнительном законодательстве

  Согласно части 6 статьи 180 Уголовно-исполнительного Кодекса Российской Федерации, в случае освобождения от отбывания наказания администрация учреждения, исполняющего наказание, передает информацию в отношении осужденного, страдающего заболеванием, включенным в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаемый Правительством Российской Федерации, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья по избранному им месту жительства для решения вопроса об организации оказания ему медицинской помощи.

Перечень передаваемой информации, порядок ее передачи и порядок обмена информацией в случае неприбытия осужденного к избранному им месту жительства определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 26.11.2020 № 1934, которое вступило в законную силу 17 января 2021 года, утвержден перечень передаваемой информации в отношении освобождаемого от отбывания наказания осужденного, страдающего заболеванием, представляющим опасность для окружающих и правила передачи указанной информации (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 2 Правил передача информации осуществляется администрацией исправительного учреждения, в том числе лечебно-профилактического учреждения, в котором содержался осужденный, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья по избранному им месту жительства для решения вопроса об организации оказания ему медицинской помощи.

Пунктом 6 Правил предусмотрено, что информация передается не позднее чем за 5 календарных дней до дня освобождения осужденного — в случае отбытия им срока наказания, назначенного по приговору суда; не позднее дня, следующего после дня освобождения осужденного, — в случае освобождения по иным основаниям, предусмотренным уголовным и уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.

Помощник прокурора Усть-Пристанского района юрист 1 класса   Е.П. Ненашева.

Ограничение пассивного избирательного права причастных к деятельности экстремистских или террористических организаций лиц

Федеральным законом от 04.06.2021 внесены изменения в статью 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статью 4 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Так, согласно поправкам, внесенным в Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», не имеют права быть избранными граждане РФ, причастные к деятельности общественного или религиозного объединения, иной организации, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» либо Федеральным законом от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму».Согласно изменению, внесенному в Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», также не имеет права быть избранным депутатом Госдумы гражданин РФ, причастный к деятельности общественного или религиозного объединения, иной организации, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным указанными федеральными законами.

Помощник прокурора Усть-Пристанского района юрист 1 класса  Е.П. Ненашева.

Результаты проверок образовательных учреждений

Прокуратурой Усть-Пристанского района в соответствии с заданием прокуратуры Алтайского края были проведены проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации и исполнения законодательства о государственном флаге Российской Федерации.

Согласно ст.7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.

В ходе проверок было установлено, что в нарушение Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» в зданиях образовательных учреждений района не обеспечено размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности – дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точетным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Федеральным Конституционным законом «О Государственном флаге Российской Федерации» от 25.12.2000 г. № 1-ФКЗ предусмотрено, что с 1 сентября 2014 г. государственный флаг Российской Федерации должен быть вывешен постоянно на зданиях общеобразовательных организаций независимо от форм собственности или установлен постоянно на их территориях, а также подниматься (устанавливаться) во время массовых мероприятий (в том числе спортивных и физкультурно-оздоровительных), проводимых образовательными организациями независимо от форм собственности.

Вместе с тем, в ходе проверок установлено, что образовательными организациями требования законодательства об установке флага Российской Федерации не исполнены.

По результатам проверок директорам образовательных учреждений района внесены представления об устранении нарушений, которые в настоящее время находятся на рассмотрении.

Помощник прокурора Усть-Пристанского района юрист 1 класса Е.П. Ненашева.

Что такое обязательные работы по уголовному закону?

В соответствии со ст. 49 Уголовного кодекса Российской Федерации обязательные работы – это вид уголовного наказания, предполагающий исполнение общественно полезных работ осужденным в свободное время. Данная мера ответственности применяется только к лицам, имеющим основное место работы или учебы, и назначается, как правило, за преступления небольшой тяжести.

Трудовые задания в рамках обязательных работ не требуют особых знаний и навыков у осужденных, определенной степени квалификации труда. За отбывание обязательных работ осужденные не получают материальное вознаграждение, все доходы направляются в государственный бюджет.

Обязательные работы не могут быть назначены лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, военнослужащим-контрактникам рядового и сержантского состава, которые не отслужили срок службы на момент вынесения приговора.

В качестве обязательных работ могут быть представлены: уборка улиц, ремонтные работы подъездов и дворовых территорий, озеленение города и др. Выбор конкретного вида работ подбирается исходя из возраста и здоровья осужденного. Отбывать работы можно как в государственных учреждениях, так и в частных. Виды обязательных работ и места их отбывания определяются совместно местными органами управления с представителями уголовно-исполнительной инспекции.

Минимальное количество часов для отбывания наказания по решению суда установлено в 60 часов, максимальное – в 480 часов. Согласно ст.49 УК РФ обязательные работы отбываются не более 4 часов в день. На время отпусков и каникул время отбывания обязательных работ никак не изменяется.

Осужденные к наказанию в виде обязательных работ вправе обратиться в суд с ходатайством:

а) об освобождении от дальнейшего отбывания наказания в случаях тяжелой болезни, препятствующей отбыванию наказания, либо признания осужденного инвалидом первой группы;

б) об отсрочке отбывания наказания беременной женщине со дня предоставления ей отпуска по беременности и родам.

Для несовершеннолетних предусмотрены иной порядок исполнения наказания. Границы временных промежутков для них — 40-160 часов. Особенности исполнения наказания в зависимости от возраста таковы: до 15 лет – не более 2 часов в день, от 15 до16 лет – не более 3 часов в день. При наличии уважительных причин нормы отбывания наказания могут быть уменьшены по согласованию с сотрудниками уголовно-исполнительной инспекции.

В случае нарушения порядка и условий отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция предупреждает осужденного об ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. При злостном уклонении осужденного от отбывания обязательных работ, уголовно-исполнительная инспекция обращается в суд об их замене другим видом наказания.

Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный:

а) более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин;

б) более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину;

в) скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания.

Злостно уклоняющийся от отбывания наказания осужденный, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток.

Если у осужденного нет нарушений трудовой дисциплины, он может обратиться с ходатайством в суд о замене на более мягкое наказание в виде штрафа.

Помощник прокурора Усть-Пристанского района юрист 1 класса Е.П. Ненашева.

Яндекс.Метрика