Как воссоздавали Коробейниковский храм. По страницам книги «Православный щит Алтая»

Вот в таком состоянии Казанский храм находился в середине 1980 -х.

В 1904 году, по случаю рождения цесаревича Алексея Романова, началось строительство каменной церкви в селе Коробейниково в честь Казанской иконы Божией Матери. О широте размаха строительства, о красоте храма в Коробейниково, который своей величественностью мог быть украшением крупного города, можно судить и сегодня. По рассказам старожилов, кладка Церкви была настолько крепкой, что когда храм пытались разрушить при Советской власти, от его стен летели искры.

По свидетельствам очевидцев, прежде чем приступить к возведению храма, в селе построили кирпичный завод, причем, глину использовали местную. А в раствор при кладке стен добавляли яйца, которые приносили все жители села. Строительство завершилось в 1910 году.


Храм в годы советского атеизма подвергся, как и все прочие, поруганию, долгие годы использовался как склад.

Переломный момент

В России переломным моментом в жизни Русской Православной Церкви явилось празднование 1000-летия Крещения Руси в 1988 году. Был снят запрет на освещение религиозной жизни в СССР.


Интересно, что мысль о необходимости спасения Казанского храма исходила от жителей Коробейникова. Как пишут авторы книги «Православный щит Алтая», именно председатель Коробейниковского сельсовета Н. Мухортов начал обращаться в различные инстанции.


В августе 1988 года на алтайском телевидении вышла передача, в которой шла речь о необходимости реставрации церкви в селе Коробейниково как культурного памятника русского зодчества на Алтае.


Необходимо было создать организацию (юридическое лицо), которая взяла бы на себя функции заказчика восстановления храма. Инициаторами создания общины верующих стали уроженец села Нижнеозерное Михаил Константинович Апасов, жительницы Коробейникова Анна Матвеевна Сарычева.


В декабре 1988 года в Коробейникове состоялся сельский сход, на котором восстановление памятника церковного зодчества было единодушно объявлено народной стройкой – каждый житель обязался внести свой посильный безвозмездный вклад в это благородное дело.


В марте 1989 года в сельсовете села Коробейниково состоялось собрание верующих, на котором им сообщили, что их просьба в законном порядке удовлетворена, и в селе зарегистрирована православная община. Кроме того, в Госбанке открыт счет для сбора средств на восстановление храма. «Откликнулись жители села Коробейниково, других сел района и даже барнаульцы, — писала «Алтайская правда». – Отдел культуры райисполкома перечислил средства, полученные от платных концертов».


В апреле 1989 года состоялись три субботника работников совхоза Коробейниковский и верующих села по очистке церкви от остатков ядохимикатов и мусора.


В 1990 году в храм был назначен священник Владимир Игнатьев, в молитвенном доме (приспособленном помещении) стало совершаться богослужение, а 29 июля 1990 года состоялось торжество поднятия крестов после реставрации.

Что может сделать один человек

С развалом СССР реставрация была приостановлена, и лишь летом 1993 года ситуация сдвинулась, когда к восстановлению храма подключилось бийское акционерное общество «Полиэкс» во главе с А.В. Карповым.


Еще в августе 1978 года Карпов обратил внимание на полуразрушенную православную церковь в Коробейникове, когда его перевели в Бийск из Красноярского химкомбината «Енисей». «Меня просто потрясло, — вспоминал он. – Прекрасный храм был в ужасном состоянии, две стены разрушены, пол провалился и на его месте – зловонные лужи нечистот. Окна выбиты, колокола сняты, купола разрушены. Храм был осквернен, разрушен и уничтожен. И вот, стоя перед этим некогда прекрасным архитектурным памятником, я решил во что бы то ни стало возродить храм».


27 июня 1993 года в селе Коробейниково он организовал выездной совет штаба руководителей Бийского химкомбината, и участники решили за год восстановить разрушенный храм.


В память о трагически погибшем младшем сыне А.В. Карпов взял на себя финансирование работ, выделив на это личные сбережения.


Объем предстоящих работ и их сложность были велики, а срок окончания реставрации ограничен. Создали штаб, сформировали бригаду строителей и плотников в количестве пятидесяти человек. Причем подбор ремонтников осуществлялся не только по уровню их профессионализма, но и с учетом личного стремления участвовать в таком особом деле. Некрещенные члены бригады приняли таинство Крещения, и начались активные работы по восстановлению храма. Через своего друга и соратника директора Воронежского механического завода Г.В. Костина Карпов заказал для храма на воронежском предприятии четырнадцать колоколов. В трехмесячный срок они были отлиты, привезены в Коробейниково и в ноябре 1993 года освящены епископом Новосибирским и Барнаульским Тихоном (Емельяновым).


«При огромном стечении народа, — вспоминали очевидцы, — звонили на всю округу колокола, возвещая о конце тяжелых для православной веры времен, вселяя надежду в сердца и души людей, пришедших на этот праздник».


Зима 1993-1994 годов выдалась очень суровой – морозы стояли под пятьдесят градусов. Вокруг храма создали временный шатер, приобретя две тепловые пушки для обогрева его стен, которые в это время штукатурились. За сто пятьдесят километров в выходные дни приезжали работники Бийского химкомбината и активно помогали строителям.


Посильное участие в восстановлении коробейниковского храма принимали и другие бийские предприятия: заводы «Электропечь», Олеумный, Керамических изделий, второй и третий кирпичные, котельный, сахарный; комбинаты: фанерно-спичечный, маслосыродельный, хлебопродуктов; фабрики: мебельная, швейная, табачная, «Алтайвитамины»; а также ТЭЦ – 1. Да и из других уголков России шли благотворительные средства.


Через год, как и было запланировано, завершилось восстановление здания Казанского храма. Но что за храм без икон? Поэтому параллельно со строительными работами проводился и поиск уцелевших храмовых образов. Всего в нем до революции было двадцать две иконы. Десять из них удалось отыскать у местных жителей, которые передали иконы в храм.

Казанский храм. Новая история

В марте 1994 года в Коробейниково по благословению епископа Новосибирского и Барнаульского Тихона (Емельянова) новым настоятелем Казанской церкви прибыл иеромонах Серафим (Войченко). После завершения реставрации епископ Барнаульский и Алтайский Антоний (Масендич) совершил освящение восстановленного храма, которое состоялось 3 июля 1994 года. Во время торжеств Анатолию Вячеславовичу Карпову как наиболее активному благотворителю возрождения храма был вручен орден Святого благоверного князя Даниила Московского – награда Русской Православной Церкви.


Накануне освящения в храм прибыла и чудесно обновившаяся храмовая Казанская икона Божией Матери, совершив путь из Барнаула в Коробейникоко, когда ее сопровождали сотни жителей края.


Возвращение иконы стало особым событием для всего Алтая, приведя к созданию в Коробейников Богородице-Казанского мужского монастыря.


В 1999 году православное движение алтайской молодежи «Свет» организовало Крестный ход в село Коробейниково. В нем приняли участие 48 человек. Это были настоящие богомольцы-паломники, миссионеры, заходящие в села, проводившие катехизаторские беседы.


С тех пор Крестный ход стал Всероссийским, и за эти годы тысячи и тысячи верующих людей с самых разных уголков страны, зарубежья приняли в нем участие.

Материалы подготовила
Оксана ПАНТЕЛЕЕВА.

Яндекс.Метрика