Ох, уж эти деточки! Психолог Светлана Темникова из Усть-Пристани дает советы родителям по воспитанию детей

У нас, современных родителей, возникает очень много трудностей с воспитанием детей.


Как их правильно преодолевать? В этом нам поможет разобраться практикующий психолог из Усть-Пристани Светлана Темникова.

Ребенок не слушается!

Это происходит лишь тогда, когда не чувствует эмоциональную связь с родителями, когда не чувствует, что его слышат, понимают!
Когда ребенок не слушается, хочется кричать и орать. Да и вообще сложно нам, взрослым, всегда быть на позитиве, всегда нести свет и добро.


Мы раздражаемся, устаем, злимся, боимся, переживаем.
И если не умеем чувствовать эти свои состояния, связывать их с нашими реакциями на поведение ребенка и вообще события, то начинаем …. кричать.


Нет, даже орать! Но крик не срабатывает, не с детьми, не со взрослыми. Все только ухудшается.

Почему нельзя орать?

До 8-9 лет у ребенка все просто. Если мама кричит – это значит,что не любит. Это очень бьет по самооценке ребенка, и такие дети потом постоянно в себе не уверены.


У ребенка не развивается эмоциональный интеллект, он не понимает, что чувствует, что хочет.


После 7 лет формируется эмоциональная защита. Ребенок перестает нас слышать. Ему становится все равно! Можно услышать: «Меня не волнует!», «Закрой дверь!». Увеличивается эмоциональная дистанция. Становится просто невозможно договориться!

Что волнует сейчас?

Так давайте вместе учиться возвращать себя в момент ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС.


Например, когда ребенок не может справиться с какой–то задачей: выучить стих, написать строчку в тетради красиво, раскрасить аккуратно рисунок. Да что угодно.


Что вы чувствуете СЕЙЧАС, именно в этот момент? Вас что-то именно сейчас пугает, а не когда–нибудь потом. Например, когда он вырастет и не сможет поступить в хороший ВУЗ, найти работу, заработать миллион, жениться, завести друзей…..


СЕЙЧАС, что вы чувствуете? Что именно вас злит и раздражает?
Например, у ребенка проблема с таблицей умножения. Подумайте, почему вас это так зацепило? Почему вы злитесь? Может вы сами в детстве не могли терпеть математику, вас за это ругали или требовали высоких оценок? И вы перекладываете свои страхи на ребенка?


Посмотрите со стороны. Ребенку всего восемь! Он только начал учить эту таблицу умножения. Он никогда раньше не сталкивался с этим. Еще полгода назад он складывал с трудом. А сейчас это делает легко. Значит, и это сможет!


Откройте свое сердце – в нем столько любви к вашему ребенку. Она ему сейчас нужна. Все. Выдохнули и пошли на помощь!

Война или мир?

Умение понять это, поймать себя в этой точке и найти НАСТОЯЩЕЕ, очищенное от негативных эмоций – это и есть ОСОЗНАННОЕ поведение и воспитание.


Представьте, что вы — сценарист, наступил поворотный момент, и вы решаете, что дальше будет с героями: война или мир. Вы можете просто посмотреть на ситуацию со стороны. Видите, что у ребенка что-то не выходит, и он уже на грани слез, усталости и истерики.
Подойдите и скажите: «Давай остановимся! Что ты сейчас чувствуешь? О чем думаешь?»


Когда вы научитесь так делать, вы увидите, что в вашем доме стало тише, меньше стресса. А ребенок стал менее импульсивным, капризным, плаксивым. Он с большим рвением берется за что-то новое. Выполняет поручения по хозяйству.


Здесь нет никакого волшебства. Просто это здоровый климат семьи. В таком климате не выживают дурацкие привычки: пессимизм, лень, неуверенность в себе и низкая самооценка.

ТРИ ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛА

Они помогут наладить эмоциональную связь с ребенком, воспитать его ответственным и уверенным в себе.

Правило первое

Проводите с ребенком минимум 30 минут в день. Занимайтесь только тем, что нравится ребенку, что ему интересно.


Будьте с ним не только физически, но и душой и телом. (Время разума, души и тела).


Это может быть любое бестолковое занятие, с нашей точки зрения. Не должно быть задачи чему-то научить.


Задача – хорошо, приятно, на одной волне с ребенком провести время, делая, что угодно.


Через неделю такого общения вы обязательно увидите, что с ним легче договориться, меньше упрямства!
Я вам гарантирую!

Правило второе

Приучайте детей с детства уважать ваше «Да» или «Нет», а не только уважать «Да» и «Нет» ребенка. Только тогда формируется гармоничная личность. Для этого нужно с детьми играть, сближать дистанцию, устанавливать правила и быть непоколебимыми!
В первую очередь, нужно говорить о чувствах, про эмоции. Любые чувства и эмоции ребенка допустимы!


Дети, которым не запрещают чувствовать, имеют более устойчивую нервную систему, умеют контролировать себя, учатся оставаться невозмутимыми, даже при давлении.


Когда ребенок чувствует, что его понимают, и он тоже будет понимать.


Пример: Как вести себя, если ребенок выпрашивает игрушку в магазине?


«Нет! Я понимаю, что ты расстроился, тебе обидно, тебе горько. Я понимаю тебя, но нет! Но зато мы можем поиграть в интересную игру дома. Мы придем домой, и я тебе покажу!»
Примеры домашних игр, которые обучают, полезны и интересны детям.


Построить башню из ватных палочек, замотать туалетную бумагу в рулон «кто быстрее», сделать кухонного ежа из спагетти и дуршлага, рисовать пальчиками на рассыпанной манке, считать макароны и т.д.
Или, ребенок не хочет заходить в дом с прогулки: «Мой хороший, я очень хорошо понимаю, что ты не хочешь идти домой, но мы идем, потому что у нас там еще много интересных дел».
Но! Сначала отпускаемся на уровень ребенка. Т.е. понимаем его чувства!


Нас же раздражает, когда мы еще хотим посидеть в кафе, а его уже закрывают. Или, когда вышли посидеть с подругами, а муж постоянно названивает! Бесит!


Но! Это не значит, что ребенок сразу станет послушным. Он еще будет проверять вас и еще больше провоцировать. Наберитесь терпения! Это норм! Переключайтесь! Включайтесь в его игру! Ругайте в игровой манере!


«Волшебный гигантский тапочек», бегать за ним, а потом за мной! Таракан! Бой подушками! Это хорошо снимает раздражение и у вас, и у ребенка!


В игре можно все! Но идентифицируйте игру от реальности! Чтобы он потом вас не лупил!


Работайте над своими чувствами, коммуникацией, саморегуляцией. Признали свое чувство, нашли причину, посмотрели со стороны, открыли сердце.


Иначе вы сформируете у ребенка о себе – негативные установки.

Правило третье

Следите за тональностью в голосе и выстраивайте диалог. Говорите средним голосом, из сердца. Скажите горлом: «Убери игрушки» и посмотрите, что происходит! А если нужно доверие нужно уйти, чуть ниже. Если ребенку сложно что-то объяснить, поменяйтесь ролями – сыграйте его, а он пусть сыграет вас.


Крик и наказание не сделают вашего ребенка послушным. Они сделают его скрытным, он будет вас обманывать, не будет рассказывать, только чтобы не видеть вас в разгневанном состоянии, будет врать!

Психолог
Светлана Темникова,
село Усть-Пристань.

Яндекс.Метрика