Старина в новом формате.Коллекция впечатлений, встреч и находок пополняется

В «лавке древностей» столько всего … Глаза разбегаются!
Андрей Васильевич Карамышев и первый жернов из Усть-Журавлихи.
С транспортировкой жерновов помог Сергей Михайлович Журавлев.
Вот такие у нас экспонаты в «музее под открытым небом».

Уходящее лето для творческой группы «Ять» стало щедрым на плодотворные поездки, знакомства с интересными людьми, на новые открытия.


В духовной жизни есть такое понятие – промысел. И, несомненно, промыслительно складываются все наши путешествия. Одно вытекает из другого, цепляет третье – и вот, новая встреча, захватывающая история, биография, каждый факт которой – удивителен. И, конечно, — находки. Так создается будто сценарий документального повествования, на наш взгляд, достойного того, чтобы познакомить с ним вас, читатели. Итак, мы начинаем.

Глава I. «Купец- антиквар»

Как сельский мальчик выбрал в жизни такую непростую, необычную профессию — ювелир-антиквар? Нужно обладать настоящим талантом, как у художника, иметь какую-то предрасположенность…
Алексей Валентинович рассказал свою историю, и нам она показалась интересной и во многом даже поучительной.

Отец Никандр познакомился с Алексеем Валентиновичем Толокольниковым пять лет назад, благодаря общему знакомому. С удивлением оба выяснили в разговоре, что земляки – Алексей родом из с. Нижняя Гусиха (родители нашего героя известные в районе, почитаемые и уважаемые люди — это Валентин Яковлевич и Мария Трифоновна Толокольниковы). Тогда Алексей передал в дар нашему храму большую старинную икону св. влмуч. Екатерины (она находится в алтаре), а позднее – дверцу для круглой печи «Утермарка» в Доме священника.


У Алексея Толокольникова, антиквара, две «лавки древностей» — на ул. Ленина, 107, и на Старом базаре, где мы и встретились. Для всех любителей старины это места восторга – настоящая сокровищница, где каждый предмет – тайна. В отличие от любого музея, ценность такого места в том, что понравившаяся тебе вещь может стать твоей. Мало того, вещь эта – в состоянии новой, и это – заслуга Алексея Валентиновича. Он – настоящий мастер «возрождения» старины, обладает уникальными знаниями, навыками, умениями.

Как сельский мальчик выбрал в жизни такую непростую, необычную профессию — ювелир-антиквар? Нужно обладать настоящим талантом, как у художника, иметь какую-то предрасположенность…
Алексей Валентинович рассказал свою историю, и нам она показалась интересной и во многом даже поучительной.

Детство

ал, какая копейка в кошельке советского человека встречается реже всего. Для развития мелкой моторики рук мальчик играл с монетками. Но не просто перебирал, все было по порядку, систематизировано: раскладывал по годам каждую копейку. Так и выяснилось, что копейка 1964 года встречается реже всех (это действительно так: их тираж был меньше, чем обычных копеек. Монет выпуска 1961 года было очень много из-за деноминации, такое ж количество было в 1962 и 1963 годах, и монетный двор пришел к выводу, что копеек достаточно. Поэтому в 1964 году тираж сократился).


«Затем я стал замечать, что даже у монет одного и того же года есть некоторые различия: то герб чуть другой, то расположение аверса и реверса меняется. Это все-таки азы нумизматики, они приходят даже без учения», — рассказывает Алексей? — Знания в школе нам давали на высшем уровне, — продолжает рассказ Алексей. Например, я увлекался химией, и после школы, уже в институте, преподаватели спрашивали: «Что ты делаешь здесь, в институте, с такими знаниями?».


Самое большое влияние в детстве на меня оказала моя мама Мария Трифоновна, параллельно занимавшая должность классного руководителя. Быть сыном учителя не сложно, но добавляет ответственности. Не скажу, что я ее никогда не подводил, но я был достаточно активный ребенок, и за мной нужен был глаз да глаз».
…Характер Алексея начал проявляться уже в раннем детстве. В Нижней Гусихе, где жили Толокольниковы, с их усадьбой соседствовал детский сад. Занятые родители и старшие брат с сестрой периодически «закидывали» на территорию, поиграть в песочек, строго-настрого наказывая не покидать площадку. Но всякому терпению приходит конец. «Однажды я нашел кирпич и с криком: «Да надоел он, этот детский сад» кинул его в большое фасадное окно».


Так стало понятно, что младшему сыну нужно обязательно организовать полезный и интересный досуг, как говорят сегодня – «охватить дополнительным образованием».


Первым экспериментом в данном направлении стала музыкальная школа в Усть-Пристани. Алексею нравилось! Каждая поездка в райцентр казалась приключением, ведь в Усть-Пристани было мороженое, ириски… Мальчик занимался на баяне и весьма успешно, после двух лет обучения выступал на сцене с бессмертной композицией «Полюшко-поле».

Потом музыкальная школа открылась в Нижней Гусихе. Алексей остыл к игре на баяне, ведь приключения–поездки, сопряженные с занятиями, закончились. Поменял музыкальное образование на футбол. Но и там заскучал. Что делать с активным ребенком? Остановили выбор на легкой атлетике.


Одновременно с поиском активного досуга в мальчике рос будущий антиквар. Это выражалось в сборе различных сокровищ, начиная все с тех же монеток. Весь год он терпеливо раскладывал, расклеивал находки в своей комнате. Наступало лето, и Алексей отправлялся в районный лагерь «Колосок», куда на все три сезона родители отправляли активное чадо. Ребенок был в восторге, ему в лагере все нравилось, но вернувшись домой, его встречали идеальный порядок и выбеленные стены в комнате. «Сокровища» пропадали. Ну не могли понять родители своего сына. Процесс повторялся, но упрямый мальчишка был стоек в своем увлечении и продолжал собирать коллекцию. (Алексей рассказал, что когда отец, Валентин Яковлевич, впервые побывал в его лавке, то первая реакция была такой: «Все-таки собрал»!). Так, вопреки воле отца с матерью, не терял своего увлечения. Родителям нужно отдать должное – воспитали хорошего человека, вопреки всему, сумев не задавить в нем искреннее желание найти свое уникальное место в жизни. Могло быть иначе. Алексей говорит об этом так: «Родители предоставили ребенку право на ошибку, а он ее не совершил».

С детства осталось на всю жизнь и другое увлечение. Дедушка, Трифон Митрофанович Пешков, держал голубей, Алексей перенял от него это занятие и до сих пор им «горит».

Корни

…Дедушка родился в селе Романово в четвертом поколении переселенцев на Алтай. Дед был конюхом и научил внука плести 12 видов бичей.


А про бабушку в селе говорили: “Со ссыльного этапа через забор перекинутая”. Алексей рассказал, что когда этапы шли через Романово в Усть-Пристань, откуда на баржах народ отправляли на Север, детей добрые люди забирали себе, чтобы они избежали этой страшной участи. «Поэтому у бабушки корни — неизвестны мне и никому».

Прадед был «ходок». Но не в том смысле, который мы теперь вкладываем в это слово. Он ходил на огромные расстояния, выполняя заказы односельчан. Из Романова доходил до Алейска, покупал там необходимые, дефицитные в селе вещи и доставлял заказчикам. Какая-нибудь экономная сельчанка могла возмутиться: «Да этот платок в Алейске в три раза дешевле стоит»! Дед забирал платок и невозмутимо рекомендовал самостоятельно отправиться за покупками.


Вот такая интересная родословная. Возможно, в Алексее переплелись все необычные качества пращуров, что и в один прекрасный момент решило его судьбу.

Случайностей не бывает…

… но случаются неожиданности. «Мне было 17 лет, и на каникулах после первого курса я пошел подрабатывать помощником художника-оформителя: мы раскрашивали коммерческие ларьки, — рассказывает Алексей. — Хозяйка одного из ларьков предложила помочь ей с торговлей, на что я, конечно же, согласился. И в один момент я сидел и распутывал кучу цепочек. Я внимательно их расправляю, разглядываю, и тут мимо ларька проходит мужчина, заглядывает в окошко и говорит: «Парень, ты что тут делаешь? Ты не своим делом, видать, занимаешься».


Мужчина оказался ювелиром. Настоятельно направил меня в это русло, увидев во мне способности. Он оставил мне свою мастерскую, в которой я проработал 30 лет. Мастера звали Игорь Леонидович Попов.
В то время, когда я начинал заниматься ювелирной работой, это чаще всего делали в цеху, где множество всей необходимой техники и каждый занимается своим делом, чтобы получить один общий продукт. Мне же в маленькой мастерской приходилось все делать самому, так я и пришел к универсальности.


В ювелирном деле я универсал, могу повторить любую вещь, если дать мне время и средства. С часами у меня отдельная история — я не часовщик, но часы люблю и вечно в них ковыряюсь. Иногда делаю что-то по наитию — и начинают идти.


Особенность профессии в том, что она требует острого природного зрения. Своего пика мастерства я уже достиг, в силу возраста.


Себя бы я представил так: «Купец-антиквар». Я занимаюсь торговлей. Рынок ведь одна из самых древних субстанций нашей цивилизации, он есть и будет. Неслучайно именно на рынке я выбрал место для своих лавок. Покупатели – разные, бывают коллекционеры, бывают состоятельные люди. Недавно Виктор Добронравов был в Барнауле на гастролях, зашел в лавку и купил в подарок своему отцу патефон. Ко мне достаточно часто обращаются реквизиторы театров, только что звонили и просили для спектакля печатную машинку.


Мне приносят антикварные вещи, и они сохраняются. Важно, что люди пройдут мимо моей лавки, увидят такой же предмет, что есть у них дома и подумают: может, принести его отреставрировать? Сохранить? Продать?».

Алексей строит необычный дом, планирует, как в старину: наверху дома жить, а внизу обустроить свою лавку-мастерскую. Наполненность дома раритетами начинается со двора, в котором лежит бревно, которому 160 лет, а лежит оно на тех, которым 140.


Для голубей есть птичник. В архитектурном плане — довольно сложное строение, необычное, да настолько, что будущие художники приходят с мольбертами и его рисуют. «У меня есть такое видение — я могу посмотреть на пустое место и представить то, что там должно быть» — говорит наш герой.

«Лавка древностей» Алексея Валентиновича Толокольникова просто завораживает. Оттуда никак не хочется уходить. Раз – и выплывает незаметная вещица, и хочется ее разглядывать, представлять, как она используется…Все выглядит практически новым – это талант нашего антиквара преображает каждый предмет. Здесь любовь к старине можно потрогать. «Самое ценное — это история, которая связана с предметом, но и без предмета истории бы не было» — говорит Алексей.


Рядом с рабочим столом антиквара – знакомое лицо: отец нашего героя Валентин Яковлевич Толокольников на фотографии с внучкой Екатериной. Катя, конечно, теперь уже совсем взрослая. Кстати, дочь Алексея, как и супруга Оксана Валерьевна поддерживают отца и мужа во всем, участвуют в бизнесе, торговле – и непосредственно в реставрации.

Алексей, несмотря на моложавость, сам уже несколько раз дед, чему очень счастлив. Он живет в счастливой гармоничной семье, состоит в обществе коллекционеров, пишет стихи и прозу, занимается любимым делом – и, что особенно важно для нас, готов делиться – знаниями, навыками, находками.

Глава II. «Жернова»

В конце июня побывали в экспедиции в Коробейникове со студентами Алтайского Государственного института культуры, которые проходили практику в духовно-просветительском центре Усть-Чарышской Пристани, встретили много предметов и сооружений из гранитного камня местного происхождения. Одновременно исследуя дореволюционные газеты, встретили информацию о том, что в Усть-Журавлихе действовало производство по изготовлению мельничных жерновов. Загорелись желанием подтвердить этот факт.


Так получилось, что в очередной экспедиции нашим проводником стал педагог, историк, краевед Андрей Васильевич Карамышев, живущий как раз в Усть-Журавлихе.

Представляете, в разговоре выяснилось, что один из жерновов находится во дворе его дома. И, как настоящий единомышленник, он предложил тут же отдать раритет в музей духовно-просветительского центра.


Удивительно, что вслед за этим, жернова стали находиться то в одном, то в другом селах района. В Брусенцеве обнаружились сразу два, еще один – нашелся в той же Усть-Журавлихе, и, наконец, в Нижней Гусихе.


И если четыре уже находятся в Усть-Пристани, один – нижнегусихинский – еще на месте, и, кстати, он – заготовка, что подтверждает информацию о производстве.


Чем же замечательны жернова? Считается, что самая ценная по полезности мука – та, что помолота каменными жерновами. Сами по себе они выглядят аппетитно. Когда на них смотришь, чувствуешь силу, мощь. Что-то есть в них великанское, значительное.

Расположились жернова у Дома священника, и это – первые экспонаты музея под открытым небом на территории духовно-просветительского центра. Экскурсия, которая проводится для посетителей центра, теперь дополнена новой темой.

Глава III. «Амфора»

Однажды вечером на территории духовно-просветительского центра появился человек. «У меня есть старинная вещь для отца Никандра», — сказал человек, и он передал в музей замечательный кувшин. Размером с 32-х литровый газовый баллон. Узкая горловина с резьбой (крышки нет), покрыт глазурью.


Находку принес Валерий Викторович Околелов, он обнаружил сосуд на чердаке дома, принадлежавшего родителям его супруги Елены Михайловны, а ранее – ее бабушке. По его словам, владелица хранила в нем керосин, это подтверждает и исходящий из него запах.


Уже на первый взгляд предмет вызвал восторг. Начали искать информацию, что это мог быть за сосуд, для чего использовался. Фото-запрос в интернете выдал два практически идентичных экземпляра: один в историко-этнографическом музее-заповеднике «Шушенское» в Минусинске, другой – в краеведческом музее Уватского района (Тюменская область). На наше удивление, в Барнауле наткнулись на еще одного «близнеца» нашего сосуда – в музее истории аптечного дела «Горная Аптека».


Первый источник обозначил предмет как «сосуд для вина и пива», второй – как «амфору», что одно другому не противоречит.

Самое интересное – это практически незаметное клеймо, обнаруженное под ручкой сосуда, похожее на китайский иероглиф в прямоугольнике. Это вызвало любопытство – а есть ли на остальных, попавшихся нам, экземплярах, такая печать?


Связались с музеями. Тот, что в «Горной аптеке» — имеет иероглиф, но только в круге, уватский — тоже с иероглифом, но уже другим. Шушенцы на письмо пока не ответили. Но уже и имеющаяся информация наталкивает на гипотезу, что сосуды – даже не начала 20 века.

Это предположение переводит находку из разряда «замечательных» вещей в «уникальные». Уж не Великий ли Шелковый путь оставил нам в наследство гончарное изделие, дожившее до тех времен, когда женщина, живущая в Усть-Пристани, хранила в этом сосуде керосин?

Так за последний месяц наша экспозиция пополнилась новыми значительными экспонатами. Кстати, Валерий Викторович Околелов, когда принес в дар амфору, предложил: «Напишите в «Авангарде», чтобы такие вот старинные вещи передавали отцу Никандру». С удовольствием поддерживаем это дельное предложение. Пишем: все старинные вещи приносите в духовно-просветительский центр. Будьте уверены – им найдется должное применение. А на сегодня это все, что хотели мы рассказать. До новых встреч на страницах «районки» и в нашем духовно-просветительском центре.

Творческая группа «Ять» Усть-Пристанского прихода.

Яндекс.Метрика