Прекрасные, сильные женщины в селах наших живут. О жизни З.Н. Весельевой из Вяткина

Из Тюмени – на Алтай

Судьбы людей, переживших тяготы военного лихолетья и последующие за ними тяжелейшие годы восстановления страны, очень похожи друг на друга. Ведь невозможно выбиться из колеи, по которой двигался в телеге истории весь народ.


Зинаида Николаевна Весельева родилась еще в счастливом 1939 году в Тюменской области. До войны оставалось два года, и в то время никто и предположить не мог, что наш народ может быть подвергнут таким суровым испытаниям. А пока страна строилась, развивалась, выполнялись и перевыполнялись планы пятилеток.


Когда маленькой Зиночке исполнилось два года, отец перевез семью в Алтайский край, в наш район, в село Брусенцево. Такое непростое решение было принято по той причине, что здесь жил его отец — дедушка девочки.

Без кормильца жизнь – тяжелое испытание

Не успели Куршины как следует обосноваться, началась война. Вскоре главу семьи призвали в ряды Красной Армии. Зинаида еще была слишком мала, чтобы запомнить лицо родного человека.
Николай Александрович сложил голову в одном из кровопролитных боев. Семья дважды получала похоронку с уточнением, что он пропал без вести. Причем из разных мест. Поэтому до сих пор неизвестно, где погиб боец-сибиряк.


Зинаида Николаевна часто пускает слезу, перелистывая в памяти страницы своей тяжелой биографии. Здоровье уже подводит. Она говорит: «Откуда же ему взяться, хорошему здоровью? Во время войны недоедали. А в колхозе попробуй возьми горсть пшеницы — сразу посадят за решетку. Мать отправили в бор лес валить, так мы ее всю зиму не видели. Всего один раз она из Клепикова пешком приходила на нас поглядеть, и то попала в буран, чуть не замерзла. А мы жили впроголодь, да еще и у чужих людей. Ведь родной дедушка нас не принял. У него была своя семья. Летом найти пропитание проще — ели траву, ягоды. Зимой же, когда заканчивались картошка с капустой, наступал настоящий голод. Хлеба мы вообще не видели. У кого отцы были, они говорили, что не знают, что такое нужда».
Однажды матери в качестве премии в колхозе дали теленка. Его вырастили, продали, а на вырученные деньги купили небольшую избенку. Только тогда у Куршиных появилась своя крыша над головой.

А может, ошибка? И отец жив!

У Зинаиды Николаевны о военном лихолетье в память врезалось еще одно воспоминание – утомительное ожидание возвращения отца с фронта. И даже когда война закончилась, когда уцелевшие на полях боя мужчины возвращались домой, продолжали его ждать. А вдруг ошиблись? А может, он жив?


Фронтовики ехали в Брусенцево. Все село дружно вышло их встречать. Старший брат взял Зину за руку, и они тоже пошли встречать отца. До вечера сидели, вглядываясь вдаль…

И коров доила, и щи варила

Во время летних каникул, начиная с четвертого класса, все ребятишки должны были трудиться на колхозной бригаде. Участвовали в заготовке кормов, выполняли другие поручения бригадира. Тогда у детей и в мыслях не было каким-то образом отлынивать от этой работы.


После того, как Зинаида успешно окончила семилетку, устроилась поваром в колхозную столовую. У молодой шустрой девчонки и на работе все ладилось, и дома по хозяйству успевала управляться.
Однако трудились за так называемые палочки, за трудодни, а по итогам года получали натуроплату в виде пшеницы. И то не вдоволь, а сколько заработаешь.


Зина и еще две ее подруги только летом кашеварили, а зимой подменяли доярок. В 4 часа утра уже нужно проснуться, ведь идти до фермы далеко, через все село. А находились скотные дворы на въезде в Брусенцево. Конечно же, доили вручную. Каждой доярке нужно было обслужить по 16 коров.

Замуж в другую деревню

Однажды симпатичная повариха приглянулась бравому вяткинскому парню. Да и она ответила Ивану взаимностью. Закружила любовь, завертела, и в 1960 году они официально зарегистрировала свои отношения.


Переехали молодые жить на родину мужа — в Вяткино. Через некоторое время у пары родился первенец – мальчик-крепыш. Однако семейную идиллию разрушил призыв Ивана в армию. И осталась Зинаида одна с малышом на руках.


Надо отметить, что жили Весельевы в доме родителей мужа. И свекор со свекровью почему-то сразу невзлюбили сноху, поедом съедали. Иван приехал в отпуск, пообещал супруге, что он вернется из армии, и они будут жить отдельно.


Спустя некоторое время все уладилось. Отделившись от родителей, Зинаида свободно вздохнула. А Иван устроился работать водителем в колхоз. Часто ездил в город за запчастями или за каким-нибудь строительным материалом. Потом он трудился в бригаде, которая занималась монтажом и ремонтом оборудования животноводческих ферм.

Сняла фату, и на ферму

А Зинаида как устроилась на ферму дояркой, так и ни разу не изменила этой профессии. Еще в 1960 году, через три дня после свадьбы, она уже вышла на работу.


В это время фермы еще не были оборудованы транспортерами навозоудаления. А самая большая сложность состояла в том, что доить приходилось вручную. Да и сами фермы наша героиня называет крупно-щелевыми развалюхами. Уж очень ветхими они были, да и ветер там гулял.

Зинаида Николаевна вспоминает: «Процесс дойки отнимал много сил и времени, да навоз от каждой коровы нужно было вилами убрать и унести через весь двор и складывать в кучу. Также и из родильного отделения навоз тащили на вилах на улицу. Это сейчас есть скотники, а в то время мы еще и корма сами раздавали».


Спустя некоторое время в Вяткине отстроили новые скотные дворы, и началась механизация животноводческих помещений. Установили транспортеры навозоудаления, что значительно облегчило труд доярок. А когда стали использовать доильные аппараты, рогатая группа подопечных доярки Весельевой составляла уже 34 головы, из них больше половины телки. А с ними, как известно, работать намного сложнее.

На животноводческой ферме было три довольно больших сарая, занятых коровами. А спустя некоторое время построили еще одну ферму. Была там и своя скотобойня. Даже гранулированный корм для животных изготавливали.

Стала вдовой в 38 лет

Семейная жизнь у супругов Весельевых была счастливой, Зинаида родила еще троих детей.Но женщина страдала от того, что ее муж был нездоров, часто жаловался на боли в сердце.


Она просила его пойти в лечебницу. А он отшучивался, мол, поболит да пройдет. Вот и не прошло. Будучи еще совсем молодым, Иван умер. Быстро, не мучился, его сокрушил сердечный приступ. Так несчастная женщина в 38 лет стала вдовой с четырьмя детьми.


Зинаида Николаевна все также продолжала привычной дорогой ходить на ферму.И сейчас, вспоминая те времена, удивляется, как же душевных и физических сил хватало и на тяжелую работу, и на четверых детей.


На ферме труженица отработала долгих 36 лет. И ушла на заслуженный отдых только в 1993 году. Кстати, она всегда была в лидерах среди работников животноводства.

Где были фермы, теперь растет трава

В настоящее время у людей пожилого возраста сердце кровью обливается при одном упоминании о том, что произошло с животноводством во времена пресловутой перестройки. Даже представить сложно, столько сил и средств было вложено в эту отрасль несколькими поколениями созидателей. Очень жаль Зинаиде Николаевне Весельевой, что развалилось сельхозпредприятие в Вяткине.


Теперь труженица живет светлыми воспоминаниями о былом и радуется успехам детей, внуков и правнуков.

Евгений СТУЧКОВ

Яндекс.Метрика