Владимир Романов из Усть-Пристани побывал на рыбопереработке

Хорошие специалисты нужны везде!

Работа за пределами своего родного района, а то и региона давно не стала чем-то необычным. Многие наши друзья, знакомые регулярно или периодически уезжают на Крайний Север, подзаработать в Газпроме или на Дальнем Востоке.

Вот и житель Усть-Пристани Владимир Романов решился на такой шаг. Вроде бы спокойно жил, но знакомые Сергей Ружицкий и Владимир Гончаров, которые уже длительное время трудятся на Курилах вахтовым методом, убедили его в этом.

После недолгих сомнений и разговоров с близкими он собрался в путь, ведь имел профессию высококвалифицированного электрика, а такие специалисты всюду востребованы.

Надо отметить, что Владимир Николаевич уже находится на заслуженном отдыхе, однако такая «авантюра» его не смутила. Да и энергии у этого человека еще довольно много, даже молодые могут позавидовать.

Конечно, ехать куда-то сломя голову – не его жизненный принцип, но друзья заверили, что компания, в которой он будет работать, вполне надежна, да и зарплата будет достойной.

Дефицит специалистов его уровня позволил Владимиру Романову без особых проблем устроиться в ООО «Континент», которое базируется на острове Итуруп. Это акционерное предприятие 20 лет занимается промышленным рыболовством, переработкой биоресурсов и их восстановлением. И что самое главное, оно наполовину принадлежит государству, так что является надежным.

Приготовьтесь к досмотру!

8 мая минувшего года серебристые крылья самолета из воздушного порта Новосибирска понесли Владимира на Дальний Восток, в город Южно-Сахалинск.

В морском порту Корсаков перед посадкой на теплоход группу новоиспеченных работников предприятия ждала неприятная, но необходимая таможенная проверка, ведь радом находится Япония, а значит – начинается погранзона. И, несмотря на то, что досмотр уже был проведен в Хабаровске, он вновь повторился.

У людей досконально проверяли не только документы и багаж, также они проходили личный досмотр: снимали обувь, большую часть одежды, поднимали руки, и, как в детективных фильмах, подвергались скрупулезному обследованию. Кто-то это воспринимал с пониманием, другие – с раздражением. Ну, что ж, закон есть закон!

Приехал, увидел, удивился…

В бухте, в 27 километрах от административного центра острова Итурупа города Курильска, находится предприятие, в которое приехал работать Владимир. Конечно, Курильск назвать городом сложно, так как в нем проживает всего чуть более полутора тысяч человек. Для сравнения, это даже гораздо меньше, чем в Усть-Пристани.

Но там имеются все службы жизнеобеспечения и довольно хорошо развита социальная сфера. Жизнь этого городка «завязана» на рыбе. Не было бы завода по ее переработке, не имело бы смысла там что-то строить и развивать.

Этот населенный пункт практически состоит из одной улицы, которая по серпантину «окружила» сопку вулканического происхождения. По большей части там живет уже оседлое население, но и довольно много тех, кто приезжает на заработки. Сам же завод компактно ютится на живописном берегу Охотского моря.

Владимир был удивлен тому, как основательно, с прицелом на будущее развитие выстроены его здания. Уютные общежития размещаются рядом с цехами по разделке рыбы, около них – гаражи, дизельная станция и цех по изготовлению консервов.

В настоящее время в компании имеется свой рыболоведческий флот, поэтому свежевыловленная рыба оперативно доставляется в порт, откуда она моментально поступает на завод. Кстати, на некоторых подобных предприятиях сейчас это происходит в автоматическом режиме, то есть рыба по специальному трубопроводу вместе с водой при помощи вакуумных насосов буквально переливается с судов к месту переработки.

Кто потрошит свежую рыбу?

Для несведущего человека, возможно, станет новостью то, что разделка рыбы сейчас производится в автоматическом режиме. На заводе, в который устроился работать Владимир Романов, установлены две линии, на которых все это происходит.

Работники цеха уже давно не держат в руках ножи. Удаление голов, хвостов, разделка тушек проводят специальные механизмы. А людям, работающим на конвейере, нужно только правильно уложить рыбу в своеобразный желоб. И далее машина подаст ее на гильотину и дальнейшую обработку.

Что интересно, в этом современном оборудовании находится лазерный опознаватель, который своим «фиолетовым глазом» показывают, где нужно провести обрезку тушек рыбы. А затем машина разрезает, потрошит, очищает их и промывает. До чего дошел прогресс!

Сейчас женщины на конвейере занимаются только сортировкой продукции, то есть – по видам и размеру. А мужчины укладывают рыбу в специальные поддоны, и далее она идет на заморозку и последующую расфасовку в мешки и пакеты.

Владимир говорит, что все эти процессы он досконально изучил, ведь отвечал за работу электрооборудования многих производственных участков.

А в целом, обеспечение производственных процессов происходит благодаря специалистам разных профессий. Это энергетики, машинисты холодильных установок, наладчики автоматических линий, работники различных производственных участков. И компания стремится трудоустраивать тех, кто уже ранее имел опыт определенной работы по своей специальности, а еще лучше – на данном производстве.

Рабочий день – 12 часов

Практически весь коллектив предприятия трудится по 12 часов в день. Да, это тяжело, но финансовая заинтересованность заставляет людей приезжать туда вновь и вновь. Причем, большинство из них уже работают на постоянной основе, другие – по договору.

Не каждый готов поделиться секретом о том, сколько денег он увез с островов. Но уверяем вас, что заработная плата на большинстве подобных предприятий вполне приличная.

Казалось бы, зачем электрику находиться на работе в течение половины суток. Однако Владимир трудился электромехаником по обслуживанию всего оборудования данной компании. И он отвечал за работу, как простой электророзетки, так и за исправность холодильных камер и производственных линий.

Тонны икры от кеты и горбуши

В свое время для эффективной работы рыбоперерабатывающего комплекса были открыты две линии, на которых производится полный цикл первичной переработки лососевых. Кроме того, там установлено оборудование для доведения икры до соответствующей кондиции и хранения готовой продукции. Все оборудование компьютеризировано, только кнопки нажимай…

Во время путины предприятие работало на полную мощность, поэтому оборудование было загружено до отказа. Скороморозильные аппараты принимали в сутки до 120 тонн рыбы. А в целом холодильные мощности имеют объем хранения более 1 тыс. тонн готовой продукции.

После переработки рыбы лососевых пород икра по специальному трубопроводу поступала в цех, где ее доводили до необходимых кондиций. В минувшем году было поставлено на рынок около 3 тыс. тонн икры. И это только одним заводом, другие предприятия производят такой продукции гораздо больше.

Плыви рыбка, но потом возвращайся

Для восстановления биологических ресурсов на острове построены три завода. На них ведется выращивание мальков рыб осетровых пород и даже форели, которых затем выпускают в устье местной реки. Затем молодь уходит в море «нагуливать бока».

Причем, кета возвращается на нерест в те места, откуда она начала свой путь во взрослую жизнь, а горбуша более осторожна и независима. Она может размножаться в других понравившихся ей местах и условиях.

В 2019 году на заводе предприятия было переработано около 4 тыс. тонн рыбы. И за это время в естественную среду обитания выпущено около 70 млн. штук молоди кеты и горбуши.

Украинцы, киргизы, корейцы…

Общежитие, где практически в течение полугода коротал свое свободное от работы время наш герой, довольно комфортное. Спальные помещения рассчитаны на шесть человек. Там имеются душевые кабинки, комната отдыха, спутниковое телевидение, прачечная. Рядом с этим зданием находятся столовая и пекарня.

Несмотря на напряженные отношения с Украиной, здесь в дружеских отношениях проживают и русские, и жители этой некогда братской страны. А специалистов с украинскими паспортами на этом предприятии более трети. Кроме того, там бок о бок со славянами поживают киргизы, корейцы и представители многих других национальностей.

Дорог свет на Итурупе

Владимир Николаевич говорит, что для обеспечения бесперебойного электроснабжения острова работают несколько дизель-генераторных установок. Есть еще и солнечные батареи и ветрогенераторы, но они малоэффективны. Их задействуют только в зимнее время, когда на базе предприятия работы практически не ведутся.

Для снабжения дизельных установок к пирсу время от времени подходят танкеры, ведь хранить большой запас топлива можно только в емкостях, объем которых составляет всего 600 тонн, а в день потребляется от 4 до 6 тонн солярки. Кроме этого, нужно заправлять различную технику — от автомобильной до рыболовецкого флота.

Улетаю и больше не вернусь!

Погодные условия не всегда благоприятны в этом замечательном крае. Берега Курильских островов особенно сильно подвержены штормовым ветрам в осеннее время. 14 ноября наш земляк планировал подняться на палубу теплохода и отправиться на материк. Однако резко испортившаяся погода внесла свои коррективы, и последний рейс был отменен.

Только через 10 дней Владимиру удалось сесть на борт самолета и отправиться домой. Вот таким было его полугодовое «путешествие», в течение которого он не только пополнил финансовый баланс своей семьи, но и получил яркие, незабываемые впечатления. И если бы не возраст, он бы еще неоднократно туда вернулся.

Евгений СТУЧКОВ.

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика