Супруги Булгаковы из Романова от создания семейной фермы перешли к изготовлению деликатных сыров высочайшего качества

Из Тальменки – на романовские просторы

Ирина и Вадим, будучи детьми, жили в Тальменке. Но в смутные 90-е в райцентре закрылся большой завод, и работу потеряли сразу несколько сотен людей. В их числе лишились средств к существованию знатный токарь Геннадий Иванович и его сын Вадим.

На семейном совете Булгаковы решили перебраться на жительство к дедушке, в село Романово. Подумали, что на земле всегда найдется работа, а значит, будет достаток, большой семье станет легче жить.

К тому моменту Ирина была выпускницей школы. Получив аттестат, она вместе с будущим супругом приехала в Усть-Пристанский район. Справили веселую деревенскую свадьбу и зажили семейной счастливой жизнью.

Буренка да две овцы

После семейного торжества новоиспеченная семья поселилась в небольшом домике бабушки. Сельская родня подарила молодоженам на свадьбу хорошую молочную коровку и две ярочки. Вадим устроился работать на ферму, и тогда обзавелись хрюшками и птицей.

Со временем Булгаковы развели солидную пасеку, чему благоприятствовали благодатные романовские просторы и диплом пчеловода, который имел Вадим.

Семья постепенно прибавлялась домашними животными, обзавелась детьми – Кириллом и Анечкой.

Романовский «Труд», как и большинство хозяйств района, в конце 90-х годов приказал долго жить. Вадим перешел на работу к родственнице, которая организовала крестьянско-фермерское хозяйство, а потом устроился истопником в местный магазин.

Вредно не мечтать

Трудолюбивые и неугомонные Булгаковы мечтали приумножить свое поголовье КРС, да вот заготавливать сено вручную с помощью лишь одной лошадиной силы удавалось только для двух буренок. Мечтали о собственной сельхозтехнике и шли к этому медленно, но верно. Кредитов непосильных брать не хотелось, решили, что будут копить.

Сдавали надои приемщикам молока. Пробовали возить молочную продукцию в райцентр, наработали постоянных клиентов, которые охотно лакомились натуральными, экологически чистыми творожком, сметаной и молоком от романовских буренок. Но с приходом лета совмещать частые поездки в Усть-Пристань и каждодневную работу на пасеке не получилось.

Высокое качество меда способствовало его выгодной реализации. После сбора сладкого урожая супруги Булгаковы разливали его в разные емкости и продавали ценителям жидкого золота природы.

Вырученные средства не тратили, а копили для будущего развития хозяйства. Со временем приобрели старенький трактор, который часто ломался и требовал ремонта. Потом купили грабли, косилку, телегу и еще один трактор.

От молочных рек к сырным берегам

Сейчас на подворье Вадима и Ирины есть вся необходимая техника, и для имеющейся живности зимний корм хозяин теперь заготавливает сам.

Нынешнее зоосемейство Булгаковых насчитывает около двух десятков овец, шесть дойных коров и десяток телят. От разведения свиней они отказались из финансовых соображений. Для поросят нужно покупать фураж, а это довольно затратно.Зерноотходов, получаемых от аренды паевых земель, хватает только пернатым питомцам.

Осуществив заветную мечту о большом хозяйстве, супруги продолжали сдавать свое молоко перекупщикам. Ценный кладезь витаминов сотнями литров по низкой цене утекал на молокозаводы за пределы района.

Однажды Вадим загорелся идеей изготовить свой сыр, но Ирина восприняла это без особого энтузиазма…

Качотта и рикотта, халлуми и сулугуни, фета, шевр, белпер кнолле…

И это лишь небольшая часть богатого сырного ассортимента супругов Булгаковых. Списку сыров позавидует элитный магазин, рассчитанный на тонкого ценителя.

Помимо привычных российского твердого наши романовские сыроделы варят голландский полутвердый маасдам натурального вызревания, который готовится на основе высококачественного коровьего молока, а также сыры с громкими итальянскими названиями.

Начинали Булгаковы с приготовления полутвердого, потом Ирине захотелось попробовать мягкие и вытяжные сорта. Сначала сделали для себя, угостили многочисленных родственников. А потом по сарафанному радио молва о вкуснейших сырах романовских мастеров разнеслась повсюду.

Сейчас у Ирины и Вадима есть своя база клиентов в Усть-Пристанском районе и за его пределами, которые дважды в месяц ждут доставку вкуснейших деревенских сыров – твердых и полутвердых, мягких и сливочных, соленых, копченых, с плесенью и сладких с орешками, джемом, мармеладом, изюмом, курагой…

Домашний цех и семейная ферма

«Научились мы всему сами, благо сейчас информации полно в интернете, было бы желание, а самый ценный опыт — это свой собственный, — говорит Ирина. — Во всемирной паутине есть сообщества сыроваров, где опытные домашние мастера делятся своими секретами, некоторые даже за определенную плату.

Вадим поддерживает супругу: «Производство сыра — специфичное, требует строгого соблюдения технологических предписаний, рецептуры, каждая неучтенная мелочь может обернуться снижением качества. Если бы мы готовили только брынзу и сулугуни, то и требования к сырью были бы не такие строгие. Эти сыры менее требовательны к кислотности, плотности, массовой доле белка и жира в молоке».

За вкусными сырными продуктами Булгаковых стоит тяжелый каждодневный крестьянский труд. Глава семьи ухаживает за буренками, заготавливает корма, чтобы круглый год молочко получалось высокого качества.

Ирина ранним утром после дойки коров начинает волшебный процесс создания сыра. И так каждый день, практически круглый год.

Сырный бизнес требует немалых и финансовых затрат. Например, в Краснодарском крае был  приобретен высокий холодильный шкаф. Он позволяет создать оптимальные условия для дозревания сырной продукции и получить продукцию, полностью соответствующую по вкусовым и органолептическим характеристикам.

Специи и молочно-кислые закваски для своих сыров романовские мастера закупают на экспериментальной биофабрике в городе Углич. Эта фабрика имеет 70-летний опыт работы по производству бактериальных концентратов для молочной промышленности.

Чтобы устьпристанские гурманы могли лакомиться копченой сырной косичкой, Булгаковым пришлось выписывать специальную коптильню из Ямала. В ней они также коптят домашнюю колбаску и буженинку из баранины, производство которой недавно освоили.

И это счастье!

На вопрос, возникало ли хоть раз желание бросить это хлопотное сырное дело, Вадим и Ирина единодушно качают головами.

-Мы делаем то, что нам нравится. Бывает, так вымотаешься за день, ложишься спать, а с утра — вставать доить коров и готовить очередную партию сыра. Встаешь, делаешь. И вдруг ловишь себя на том, что улыбаешься, — говорит Ирина. — И это счастье!».

Евгения НИКУЛИНА.

Яндекс.Метрика