«На Синюху,к Богу!» Устьпристанцы в крестном ходе к поклонному кресту на вершине горы

Прихожане храма в честь св. прав. Иоанна Кронштадтского из села Усть-Чарышская Пристань 8 августа 2021 года вместе с верующими Барнаульской и Рубцовской епархий во главе с высокопреосвященнейшим Сергием, митрополитом Барнаульским и Алтайским и преосвященнейшим Романом, епископом Рубцовской епархии приняли участие в восхождении на вершину горы Синюха.
В 2016 году на Синюхе в честь 1000-летия русского монашества на Афоне установили православный поклонный крест — точную копию того, что стоит на святой горе в Греции с 19 века.

Ежегодно в начале августа православный Алтай собирается здесь: у подножия горы служат Божественную Литургию, а потом совершается восхождение и молебен на самой вершине. Служили в «храме на колесах», освященном в честь Коробейниковской иконы Казанской Божией Матери. Литургия под небом голубым, песнопения словно поднимаются вверх и плывут над молящимися людьми, и когда во время богослужения митрополит Сергий торжественно говорит: «Горе имеем сердца», воздев руки к вершине, неведомая сила от самой макушки до пяток вливается во всего тебя, и замираешь от великолепия и неповторимости момента.

«Есть у нас крестный ход в Коробейниково – это «горизонталь» — говорит наш настоятель отец Никандр (Речкунов) – восхождение на Синюху – крестный ход «по вертикали». И получается крест. Так лето для нас венчается восхождением к кресту Господню».
Интересно, что точных сведений о том, как давно существует традиция подъема, как она зародилась, нет. Википедия сообщает, что «ежегодно на Троицу совершается подъем на гору Синюха в память о монахинях существовавшего в начале ХХ века у подножия горы женского монастыря». Опять же, никаких официальных данных о монастыре не отложилось, и подъем осуществляется в августе, в преддверии Успенского поста.

Но творческой группе «Ять» удалось немного узнать о восхождениях столетней давности из газеты «Жизнь Алтая», издававшейся с 1911 по 1918 год. Натолкнулись на статью под авторством А. Осениной, в № 148 от 7 июля 1913 года, которая так и называется: «На Синюху, к Богу».
В ней описан крестный ход на гору 3 июня (по новому стилю – 16 июня) 1913 года, в День святого Духа (следующий за Троицей). Вот выдержки из нее, ярко представляющие нам картину подъема в тот день, теперь навсегда запечатленный в печатном слове…


«…Еще с шести часов утра… живой, говорливый поток украшает грязную, размякшую от частых дождей дорогу. Стекается он не из одного Колыванского села, идут и идут изо всех окрестных сел и деревень. Не мешало расстояние верст сорок и больше идти к Синюхе — пешком.


…Бодрой и твердой поступью идут старики и старухи. Некоторые уже согнуты и шаг за шагом переставляют необделанный, говорящий о недавней жизни в лесу костылек, но шагают ровно и поторапливают остальных, разморившихся на солнце молодых.

Ну, ну, пошагивайте… там вздохнете… а то с иконами то живо обгонят…


…Иконы вынесли из церкви в семь часов. Несли все больше женщины, строго глядя себе под ноги. … Вслед за иконами шла яркая, густая толпа народа. И долго еще, когда иконы скрылись из вида, из разных сел и деревень и из Колывани спешили вслед запоздавшие богомольцы.

У подножия Синюхи растянулось маленькое селение — Синюшка, всего в несколько домов. Перед ним, через дорогу, на небольших, зеленых холмах, как только что выпавший снежок, белели мелкие, белые цветочки.
Немного поодаль селения стоит двухэтажный молельный дом. В восемь часов в нем начали служить обедню. Царские врата убраны свежей зеленью и огоньками, стены и углы – ветвями черемухи и разными полевыми цветами… Некоторые спешат помянуть своих умерших. Монашка стоит, согнувшись над подоконником, и записывает имена для поминовения.
…Среди мелкого березняка тоже служат молебен у принесенных из Колыванской церкви икон. Здесь, среди зелени и поля, еще более чувствуется дорожное настроение. В стороне от молебствия, — в березняке, и на открытых полянах, и у говорливой речки Подсинюшки, — пестрыми, яркими букетами стоят, сидят и ходят собравшиеся на Синюху.


…Какой-то парень, подойдя к своим знакомым, сообщил, что не все хотят идти.

Будто – грязно… — пояснял он. Его обступили со всех сторон…

Как это не пойдут, коли кажинный год ходят? – слышались недовольные возгласы, — Так-то раз не пошли, дак потом, слышь, семь лет урожаю не было…».


Дорожка завернула в более чистый лес и пошла покруче. …И все круче и уже, извиваясь, тянулась она между зубчатых, темных стен лесной глуши. Бодро поднимаются старики и старухи, — куда и молодым! – Хоть и подпираются костыльками, но не присядут, не отдохнут…Долго поднимались в стенах лесной чащи. Наконец лес стал пореже и стали дорогу преграждать большие серые камни…Еще небольшой подъем по траве и камням – и достигнута последняя площадка. Большими, высокими, беспорядочными грудами, будто наваленные сюда каким-то гигантом для грандиозной постройки, высятся по ее краям ноздреватые серые камни…

Ну и высока!.. – вздыхают всей грудью только что поднявшиеся богомольцы. – Поди версты четыре подъему-то будет…
Землемеры меряли, дак, сказывают, три с четвертью, — поясняет кто-то.

А может и больше… — сомневаются некоторые, и со вздохом облегчения усаживаются на траву.


А молодежь карабкается еще на самые верхи каменных груд. На них яростно набрасывается ветер, треплет платье и срывает картузы, как бы недовольный, что земляные существа, беспомощные в воздушном пространстве, пробираются в его владения, куда собирает он на пир только облака, да грозовые тучи. С этих груд со всех сторон открывается такой необъятный простор, что тут только реально представляешь, как высока Синюха.


Молебен служили долго. И то, что со всех сторон шли сюда люди, поднимали на гору иконы, и молились, говорило Богу лучше слов молитвы…
Только в четыре часа вернулись в Колывань с иконами.
И казалось, что безлюдная Синюха на челе своем держала высоко народную молитву, поднимая ее к Богу…».

Вот так оно было сто лет назад. Совершали восхождение в начале лета, просили у Бога дождей и хорошего урожая.


Путь был сложным, труднее, чем сейчас, в августе. Июнь – еще наверху даже не растаял снег, влажно, грязно, скользко. Но гора – она такая же, что и сто лет назад, в любое время лета. Те же валуны, словно неведомой силой для какой-то особенной запланированной великанской стройки заготовленные каким–то мастером. Может, неведомым скульптором? В этом году в нагромождении валунов впервые увидели… каменного верблюда, словно присевшего отдохнуть здесь, у вершины. В Крыму есть знаменитый Аю-Даг – «медведь-гора», а у нас, здесь, на Алтае – «верблюд-гора».


Высота Синюхи – 1200 м, но путь, конечно, длинней и очень непрост.


Подъем, действительно, вертикальный. На каком-то моменте легко сдаться, и здесь удерживает, что поднимаешься не один, а в команде. Всегда чувствуешь поддержку, нередко – от совсем незнакомых людей, которые на эти два часа подъема становятся «своими», всегда готовыми протянуть руку, поделиться водой, подкрепить словами.


Эмоциями делятся устьпристанцы, участвовавшие в этом году в восхождении:

Светлана Хорошилова:

  • Это покорение вершины – а значит, чего-то большего. Ты поднялся не просто так, идешь с определенной целью, с молитвой, и когда ты возвращаешься, многие проблемы в твоей жизни, оказывается, решены. Каждый, кто поднялся на эту вершину, что-то получает. И многие подтвердят эти слова.
    Я второй раз поднимаюсь на Синюху.В первый раз – до вершины дошла, а на самый верх – на ту скалу, где крест, взобраться казалось невозможным. Мне говорили: «О, тебе не подняться. Мы и сами – то еле-еле залезли». Я подумала: «Жаль, конечно. Ну не получается у меня с моими больными коленями…». И тут отец Никандр сверху кричит: «Светлана! Попробовать – и не получится – это одно. А просто так, не попытавшись, — зачем и вовсе тогда идти!». И меня зацепили эти слова, и я пошла, и батюшка помог мне подняться, смотрю – и внук Кирилл за мной, а ведь поначалу тоже побоялся. Второе дыхание у него появилось. Один другого за собой тянет.
    На этой тропе – много таких примеров. Вера стирает и возраст, и проблемы со здоровьем. Неверующий человек тебя не поймет никогда. Хоть что ему объясняй.
    Многие покоряют вершины, проходят сложные маршруты. Но Духа Святого там нет, и все, что они, может быть, приобретают, очень быстро растрачивается.
    В паломнических поездках важно, что ты полагаешься на волю Божью, и в этом случае все получается.

Наталья Глазырина:

  • Иду первый раз, с внуком. Путь был очень трудный, но я дошла. Очень красиво. Литургия под чистым небом, в живописном месте у подножия горы – это просто неописуемо! Люди рядом добрые, отзывчивые, бесстрашные и веселые.

Иван Глазырин:

  • Мне все понравилось. Я научился ставить палатки и их разбирать. И купался в чистом озере, и был на службе, и впервые причастился. Поднялся на самую вершину.

Светлана Одноворченко:

  • Мы с внучкой Настенькой первый раз здесь, на восхождении. Очень мне понравилось, путь был сложный, но на пути добрые люди, светлые, в глазах – тепло – и это о каждом, кто встречался мне здесь. Как будто мы знакомы со всеми много лет. Друг другу помогают, подают руку, делятся водой, шоколадом, всем, у кого что есть, поддерживают, и чувствуется душевное богатство каждого. Я очень рада, что я здесь, с прихожанами Усть-Пристани. Поднялись до креста, и молебен на вершине – это просто чудо! Митрополит Сергий окропил нас святой водой… Я просто счастлива! Спасибо!

Светлана Хайдарова:

  • Собиралась давно, очень хотелось сюда попасть. Тяжело мне было, но мне очень помогла Ирина Кузьмина, если бы не она, не доползла бы точно! Но я очень рада, что добралась, мечта сбылась! Очень трогательно!

Ирина Кузьмина(смеется, она уже третий раз совершила восхождение, и каждый раз кого-нибудь «несет»):

  • Да нет, Света сама шла. Мы ей только говорили: «Осталось 15 минут». А она: «Вы уже меня «закормили» своими «пятнадцатью минутами». Главное – дошли!
    Лично для меня это очередная победа – над слабостями, над страстями. Слава Богу за все!
    Елена Колупаева:
  • Когда Люба Медведева мне предложила поехать, я вообще не раздумывала, сразу согласилась. У меня впечатление такое: сейчас я летаю, будто вновь родилась. Было очень тяжело, полпути прошла, сердце очень билось. Добралась до источника в середине пути, умылась, попила водички – и все, успокоилось. И вправду, будто новое рождение переживаешь.
    Поднялась на самую вершину, к кресту. Там было настолько хорошо… Благодать!

Сергей Петров:

  • Я не «новичок». Трижды устьпристанцы поднимались на вершину, и все три раза Господь сподобил меня, мою дочь Ульяну на подъем. К сожалению, наша мама Оля не смогла поехать – но зато такая радость – старшая Анастасия вместе с мужем Владимиром поднялись до самого креста, и вместе с духовенством были на вершине. Слава Богу!
    Что касается прихода, важно то, что такие поездки, путь, организация палаточного лагеря, и, наконец, подъем объединяют нас, прихожан. Каждый раз кто-то остается «в связке» с прошлой поездки, кто-то не может в силу обстоятельств, но всегда приходят новые люди, и особенно отрадно, если они уже не расстаются после Синюхи с приходом в честь св. прав. Иоанна Кронштадтского. Я ни разу не слышал, чтобы кому-то не понравилась поездка и восхождение. Все счастливы.

Прошли дни, уже не болят ноги, набежали откуда-то и не дают покоя бесчисленные заботы, но если закрыть глаза на минутку, всплывут в памяти яркими, четко сменяющимися кадрами и озеро Белое, где останавливались и разбивали лагерь; и разнотравье, дурманящее ароматами; пеший путь до подножия горы; Литургия и множество незнакомого, но такого родного народа; валуны, «Верблюд – гора», и, конечно, «афонский» крест на самой вершине, где ветер, словно дыхание Бога, окутывает тебя, преображает и возрождает. Ты спускаешься другим человеком. «Горе имеем сердца!».

До будущего года, Синюха!

Оксана ПАНТЕЛЕЕВА.

Яндекс.Метрика