На таких людях держится село: Тамара и Сергей Останины из Красноярки – рачительные животноводы

В настоящее время жизнь многих сельчан стала сводиться к тому, что им приходится с головой погрузиться в работу на своем подворье, ведь иначе их семьи не будет иметь достаточных средств для существования.


В Красноярке мы встретились с рачительными хозяевами, которые своим трудом добились определенного достатка. Это — Тамара Геннадьевна и Сергей Григорьевич Останины.


Родились и выросли они в этом селе. Наиболее охотливым собеседником оказался глава семьи, который рассказал, что после того, как в 1989 году он окончил обучение в местной школе, поступил в Усть-Пристанское ПУ-59. Там получил профессию водителя, и успел некоторое время поработать в совхозе «Отрадный». А вскоре Сергею вручили повестку из военкомата, и он на два года покинул отчий дом.


Вернувшись в родное село, парень вновь устроился работать в местное хозяйство. Но «Отрадный» оказался не слишком устойчив к переменам, которые в девяностые годы накрыли нашу страну. И Сергею пришлось покинуть погибающее предприятие. В это время начинали развиваться фермерские хозяйства, в одном из которых он и стал желанным специалистом. Потом трижды сменил место работы, у фермеров трудился не только водителем, но и механизатором.

В 2015 году Сергей решил уйти на «вольные хлеба». И супруга его в этом полностью поддержала. Тамара некоторое время работала на пекарне Красноярского маслосырозавода, которая тоже закрылась. Вот и пришлось Останиным развивать свое подсобное хозяйство.


Рогатиков они держали с самого начала совместной жизни – с 1997 года. Увеличение поголовья шло постепенно. Сергей, работая у фермеров, имел возможность брать под зарплату корма. И вот сейчас в хозяйстве Останиных уже 13 дойных коров и столько же голов молодняка. Но они говорят, что это не так уж и много, ранее фуражное поголовье доходило до 16 голов, а молодняка было и того больше.


Содержание животных требовало немалых затрат, поэтому пришлось начинающим сельским животноводам приобрести трактор и другую технику для заготовки кормов. Для этого заранее были накоплены финансовые средства, так что, долговая яма им не грозила.

По мере увеличения поголовья требовалось расширять животноводческие помещения для его размещения. Сергей рассказывает: «Вначале был один небольшой сарай. Потом приобрели большой трехквартирный дом, который разобрали, материал перенесли к своему подворью. Из него уже соорудили большой, основательный, теплый, рубленный скотный двор».

Подключившись к разговору, Светлана говорит, что хвалиться особо нечем, ведь сельский труд «продается» очень дешево. Работа на своем подворье довольно тяжела. Утром Останины встают из теплой постели в пять часов, а заходят вечером в дом, когда все уже давно отдыхают.


Вручную доить такое количество буренок – дело непосильное, поэтому красноярские животноводы приобрели два доильных аппарата. И Сергей помогает Светлане осуществить этот процесс.
Для облегчения своего труда пришлось немало постараться. К сараю подведена электроэнергия, сделана система навозоудаления и прямо в помещении находится скважина, из которой животным подается вода.


Сейчас на сенокосных угодьях, выделенных Сергею во время «нарезки» паевых земель, производится заготовка сена. Но порой этих кормов недостаточно для того, чтобы дойное стадо этого личного подсобного хозяйства провело очередную сытую зимовку. Приходится окашивать, так называемые, неугодья. Кроме того, животных необходимо обеспечить фуражом. И закупают его в немалом количестве – вначале машину, затем в течение года еще и еще. Ранее своим питомцам даже жом в рацион добавляли.

Когда в этом году началась зимовка скота, под специально построенной крышкой уже имелось 300 тюков сена, по 3 центнера каждый. И как рачительные хозяева Останины запасли корма с некоторым избытком, ведь 2020-й был неурожайным годом, их едва хватило. И это стало определенным уроком.


Жители Красноярки сдают молоко на Усть-Калманский маслосырозавод. Конкурентов это предприятие здесь не имеет, поэтому диктует сельчанам закупочную цену, и она, мягко говоря, невелика – 19 рублей за килограмм. Летом же цена опускалась до 16 рублей. А сдают Останины за день 80-90 килограммов.

Кроме сдачи, часть молока уходит на изготовление сливочного масла, которое реализуется односельчанам. Но его объемы невелики, просто не хватает времени заняться переработкой более серьезно.

Еще одной подножкой в плане развития ЛПХ стал запрет на подворный забот животных, а это ляжет дополнительными затратами на таких вот простых тружеников села. Ну и наши герои сейчас сдают мясо живым весом – сразу голов по пять.

Сергей говорит, что несмотря на все трудности, они будут продолжать заниматься этим нелегким делом. Ведь им просто некуда деваться.


А между тем новые поколения сельчан не желают трудиться на своей земле, уезжает в город. Вот и глядят пустыми глазницами брошенные дома многих уже бывших красноярцев.
А на таких, настоящих крестьянах, как Останины, село и будет держаться.

Евгений СТУЧКОВ

Яндекс.Метрика