В поисках сокровищ родной земли

Встреча краеведов состоялась в Духовно-просветительском центре

Завершение первой учебной четверти 2021-2022 учебного года ознаменовалось нестандартным событием для историков-краеведов школ Усть-Пристанского района. По инициативе настоятеля Усть-Пристанского прихода отца Никандра (Речкунова) в Доме священника собрались руководители школьных музейных комнат из Брусенцева, Вяткина, Усть-Пристани, Елбанки, Усть-Журавлихи, Коробейникова.

Кто-то приехал один, а кто-то привез на встречу и своих учеников. Это стало возможным благодаря содействию председателя комитета по образованию Администрации района Елены Ивановны Гроссу.


Со своей стороны, отец Никандр организовал участие во встрече специалистов краевого и городского уровня. Возглавила делегацию кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой музеологии и туризма Алтайского государственного института культуры Наталья Николаевна Беспалова, которая уже очень хорошо знакома с Усть-Пристанью краеведческой по совместной работе с отцом Никандром в рамках четырехстороннего договора о сотрудничестве, заключенном в январе этого года. В нашем селе проходили практику студенты – будущие «музейщики», студенты Натальи Николаевны. В этот раз к ней присоединились Ирина Васильевна Куприянова, доктор исторических наук, профессор кафедры музеологии и туризма; Лариса Анатольевна Гриневич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры библиотековедения и информационных ресурсов; Галина Николаевна Белоглазова, директор музея «Наследие» школы № 125 г. Барнаула.


«Через краеведение человек становится патриотом, настоящим гражданином – уверен организатор встречиотец Никандр, — он открывает для себя новый мир. Сокровища — рядом, только многие ничего о них не знают.


Наша работа в направлении краеведения как раз и должна эту ситуацию переменить. Чем больше человек будет знать, тем больше будет дорожить своей малой родиной. И это задача просвещения и образования».


Сегодня Духовно-просветительский центр Усть- Чарышской Пристани постепенно становится образовательной площадкой. Успешно проведенная здесь практика студентов АГИК, налаженное сотрудничество с преподавателями вуза – лишь первые результативные шаги в этом направлении. Сотрудничество продолжается, возможности расширяются. Очень хотелось бы, чтобы в первую очередь благо от развития образовательной площадки получали учащиеся школ Усть-Пристанского района. Однако нужно ли это ребятам и педагогам? Есть ли возможности и желание развивать школьное краеведение и непосредственно музейное дело, осваивать основы туризма с привлечением краевых специалистов». Цель инициативы отца Никандра- получить ответы на эти вопросы.


Как сказал Юрий Анатольевич Воротынцев, преподаватель истории Брусенцевской средней школы, «музейное дело должно проходить системно и организованно, с привлечением подрастающего поколения, потому что весь наш преподавательский состав должен приобщить детей к нашей истории, к тому, чтобы они знали те места, откуда они взросли. Это не просто коллекционирование, все имеет свое смысловое значение». Юрий Анатольевич подчеркнул, что сельским краеведам необходимо работать в связке, чтобы систематизировать информацию о нашем районе. У нас богатый археологический, этнографический потенциал, необходим обмен, взаимное пополнение информацией и, возможно, экспонатами. И встречи районного уровня должны быть регулярными, сопровождаться презентацией материала и предметов, с участием школьников, которые могли бы продемонстрировать результаты своей краеведческой работы».

Конечно, в привлечении детей к краеведению личность и деятельность руководителя играет огромную роль. Не секрет, что сегодня работа школьных музеев держится на энтузиазме педагогов. Галина Николаевна Белоглазова привела в пример Кемеровскую область, где от общего количества школ только в 6-7 % нет школьных музеев. В Барнаульских школах от 70 музеев осталось чуть более 20. Где-то уходят специалисты, бывает, что не хватает площади. Школы перегружены учениками. Работают в две смены, и все равно все классы заполнены, кроме того, учеба в две смены не дает возможности проводить мероприятия.


Хочется отметить, что на этом фоне школы нашего района как раз хотелось бы отметить с положительной стороны. Наши энтузиасты не сдаются. Например, В.М. Уваров постепенно делает из музея Вяткинской школы культурный центр. Когда в селе большие праздники, школьный музей с интересом посещают гости издалека. Сам Василий Михайлович – настоящий собиратель старины – и далекой, и близкой. Всегда стремится каждую экспозицию преподнести и обыграть, сотрудничает с земляком Сергеем Валерьевичем Корепановым, создателем музейной сети «Мир времени». Кстати, во встрече приняла участие и директор школы Ольга Андреевна Бурцева, которая уверена в ценности и необходимости как школьных музеев, так и активной краеведческой деятельности.


Не так давно у нас в районе была создана Ассоциация школьных музеев Усть-Пристанского района Алтайского края «Музейное кольцо Усть-Пристани», под кураторством Усть-Пристанского районного краеведческого музея. Была проведена конференция, ставшая значительным событием для всех местных краеведов, давшая толчок к дальнейшей продуктивной совместной деятельности. Которая была приостановлена по всем нам известным причинам.

Но жизнь продолжается, нужно искать выход и планировать будущее – эту мысль отца Никандра поддержали единомышленники из краевой столицы. Так, Г.Н. Белоглазова рассказала о таком прекрасном стимуле для дальнейшей работы, как краеведческий конкурс районного уровня, подобный тому, что проводится в Барнауле – «Сокровища школьных музеев». Л.А. Гриневич рассказала о том, насколько важно сегодня создавать собственный качественный информационный продукт, рассказывающий о наших сокровищах, об инструментах его создания. Лариса Анатольевна предложила свою помощь в организации работы посредством информационных технологий.


О необходимости транслирования уникального наследия района не раз сказала Н.Н. Беспалова, подчеркнув, что, в первую очередь, этим должны заняться сами учащиеся школ. «Я обращаюсь к ребятам, — добавила Наталья Николаевна, — ваша поддержка и заинтересованность, связка «учитель-ученик» – вот на чем держится и сам музей, и передача знаний и традиций, и исследовательская работа, которая вам, дети, в жизни пригодится»!


Отдельная серьезная тема, затронутая участниками встречи, — условия хранения имеющихся экспонатов. О том, какие преступные ошибки допускают в этом отношении неопытные музейщики, рассказала И.В. Куприянова. С одной стороны, отметила, что не всегда нужно восстанавливать и реставрировать экспонаты до состояния новых, определенная «старость» должна присутствовать. С другой стороны, Ирина Васильевна привела негативный пример одного из сельских музеев края, в котором уникальное изделие ручной работы попросту прибили гвоздями к стене, попирая все правила экспонирования! Да, но ведь не всем они известны! В этом направлении также необходимо учить и просвещать.


Для отца Никандра возможность дать старинной вещице «новую» жизнь – один из принципов музейной деятельности. Он считает, что каждый предмет должен «сиять», а еще мечтает о том, чтобы все уникальные экспонаты из музеев района «ожили» в пусть любительском, но художественном сюжете, основанном на реальных историях прошлого Усть-Пристани! Поэтому просто необходимо всем краеведам объединиться для создания электронной базы экспонатов, где бы было наглядно представлено все, что у нас есть. На ее основе можно сделать совместную выставку, даже передвижную. И этой работой можно заниматься в любых условиях, при любых ограничениях: нужен интерес, немного трудолюбия и вдохновения.


Встреча проходила в соответствующей обстановке – в гостиной комнате Дома священника, в сопровождении гостеприимного потрескивания дров в камине и чаепития из раритетных чашек. Как говорится, «атмосферно».


Подводить итоги мероприятия не хотелось – можно было продолжать и продолжать разговаривать, обмениваться проблемами и опытом. Тем более, что наши, школьные краеведы были немногословны, потому что (это было заметно) хотели впитать как можно больше нового и полезного для себя. Но время безжалостно, и всех гостей ждали школьные автобусы, автомобили и другие дела…


Резюмировать можно следующим образом – цель, заданная организатором встречи мероприятия, достигнута:

встречи будут проходить не реже трех-четырех раз в год, с обменом информацией, презентацией исследовательских работ и уникальных экспонатов;

педагоги готовы к саморазвитию, работе, организации деятельности школьников (тому подтверждение – непосредственное участие ребят в мероприятии);

идея работы на базе духовно-просветительского центра образовательной краеведческо-туристской площадки для учащихся школ района горячо поддержана, специалисты краевого уровня с удовольствием примут участие в деятельности площадки.
Краеведение – это поиск сокровищ родной земли, увлекательное и всегда результативное. Рано или поздно, но свой «клад» вы непременно найдете. И от того, что произойдет это рядом с вашим родным домом, только умножает его ценность.

Творческая группа «Ять» Усть-Пристанского прихода.

Яндекс.Метрика