Нужно ли Усть-Пристани речное пароходство?

Возить по воде дешевле

За последние годы в регионе водный транспорт выпал из цепи перевозки и доставки грузов. Но в этом году Алтайский минтранс включил его в процесс доставки материалов для дорожников. Теперь грузовые суда будут задействованы в комплексе дорожно-транспортной системы. Ведь возить водным транспортом в три раза дешевле, чем на автомобиле.


Специалисты уже построили логистику водного транспорта с привязкой к автомобильному. На площадках Усть-Пристани, Быстрого Истока, Калистратихи, Шелаболихи груз будет перекладываться с автомобилей на суда.


«Если смотреть направление доставки щебня из Барнаула, то мы здесь уже конкурируем. Водным транспортом возить товар на 15% дешевле. Если смотреть на Усть-Пристань, то экономия составляет 50%, если на Быстрый Исток, то порядка 35% в случае выбора водного транспорта», – говорит министр транспорта Алтайского края А.Д. Чуприн.

А.А. Притчин: «Грузовое судоходство по реке – для Быстроистокского района очень выгодно!»

Начальник управления Администрации Быстроистокского района по ЖКХ, архитектуре, строительству и дорожному хозяйству А.А. Притчин рассказал нашему корреспонденту, что различные грузы доставляются в их район речным транспортом на протяжении многих лет. В этом году завезены строительные материалы для капитального ремонта одной из важных дорог — от Новопокровки до Верхануйского. Кроме того, песчано-гравийная смесь поступает для реализации населению, что намного дешевле, чем привозка автомобильным транспортом.


Администрация района заказывает не только строительные материалы, но и уголь. Баржами из Бийска идет завоз топлива для населения. А также летом уголь поступает для котельных социальной сферы района. В это время он гораздо дешевле, чем осенью. Да и сама доставка по реке экономит немало бюджетных средств. Таким образом создается необходимый запас, и коммунальная система района уже не зависит от последующих колебаний цен на топливо.

Глава района С.А. Шипулина: «В развитии речпорта видятся перспективы для района!»

Некоторое время назад состоялась встреча с представителями предприятий из Новосибирска и Барнаула, которые занимаются перевозками грузов по реке. Обсудили вопрос возрождения работы речного флота не только на нашем направлении, но и в Алтайском крае в целом. Сейчас эта тема очень актуальна, к развитию речфлота подключены все заинтересованные краевые министерства.


По трехстороннему соглашению между Правительством Алтайского края, речниками и дорожниками возобновляются работы по доставке грузов речным транспортом.


Наш район стал одним из звеньев, этой сложной, но для всех выгодной системы. Усть-Пристань будет перевалочной базой для перевозки строительных материалов, которые вывозят дорожники ДСУ «Южное». А также такие грузы переправляются в Рубцовск.
В ближайшее время планируется еще доставка щебня в Усть-Пристань, который переправят на двух-трех баржах. К сожалению, сейчас эта работа затруднена из-за обмеления реки. Несколько раз баржи сидели на мели, и их с трудом удавалось проводить по фарватеру до места назначения.


На краевом уровне было принято решение о том, что будет возобновлена работа речпорта в Усть-Пристани. Конечно, порт будет не таким, как в далекие советские времена, когда здесь разгружали суда с углем, зерном и продуктами питания, однако сам факт возобновления перевозок уже говорит о многом.


В перспективе возможна доставка баржами угля. Представители Барнаульского речпорта уже встречались с нашими опытными речниками, советовались с ними. В Усть-Пристани планируется организовать не только разгрузку барж, но и создать портовую пристань со стоянкой и ремонтом судов.

Для этого необходимо провести колоссальный объем работ — от углубления фарватера, до подготовки площадок для разгрузки материалов.


В настоящее время определяется эффективность речных перевозок. Но уже стало понятно, что поставки строительных материалов даже в рубцовскую зону гораздо экономически выгоднее осуществлять по реке, чем автомобильным транспортом.


Для нашего района это важно в том плане, что начнет восстанавливаться инфраструктура. А если в «ковше» будет в полной мере создано производство, связанное с речным транспортом, то предстоит обустроить береговую зону. И это повлечет процесс создания дополнительных рабочих мест.

Ветеран речного пароходства М.Я. Арнаутов:
«Я очень рад, что наш ковш вновь оживает»

В советские времена наш речпорт работал, словно четко отлаженный механизм, в котором жизнь не замирала ни днем, ни ночью, ни летом, ни зимой. 1980-е годы через площадку «ковша» за летний сезон проходило более 25 тыс. тонн угля. А объемы строительных материалов просто никакому подсчету не подлежали.


Сейчас сложно представить, но в то время в нашем порту оставались на зимовку до 90 единиц различного речного транспорта – баржи, теплоходы и т.д. Однажды из-за резкого похолодания по реке пошла шуга, и в нашем «ковше» даже были вынуждены остаться на зимовку земмашины.

В Усть-Пристани была лучшая в Алтайском крае ремонтная база. Теплоходы БВ вытаскивали на берег и проводили уникальную операцию – меняли подводную часть. А потом их доводили буквально до идеального состояния. И наши теплоходы, несмотря на свой преклонный возраст, были намного лучше, чем в Барнаульском порту.


Снабжение устьпристанского порта осуществлялось из Новосибирска, сюда доставлялись все необходимые запчасти. В 1990-е по вине губительных перестроечных процессов, порт закрылся, и вся техническая база перешла под контроль Барнаульского речного порта.


При передаче оборудования, заместитель начальника этой организации был шокирован состоянием нашей ремонтной базы, наличием запчастей и комплектующих для речного транспорта. Подобного даже близко не было в Барнаульском порту.
В ремонтных мастерских были станки, которых не имелось ни в одном предприятии района. А ремонт проводили своими силами. Все капитаны судов и их подчиненные были универсальными специалистами – профессиональными сварщиками, токарями и т.д.


В Усть-Пристанском речном пароходстве трудилось в пределах 120 человек. В их состав входили не только специалисты плавсостава, ремонтной базы, других обслуживающих подразделений, но и работники дебаркадеров. Усть-Пристанское речное пароходство обслуживало дебаркадеры Володарки, Вяткина, Чеканихи и ряда других сел, а в Усть-Пристани их было два.


Конечно, теперь восстановить в таком же объеме работу нашего речного порта невозможно, но я очень рад, что ковш вновь оживает, ведь это для жителей села очень важно.

Руководитель филиала ДСУ «Южное» В.И. Федотов: «Возможно, в будущем Усть-Пристанский порт возродится»

О перевозке строительных материалов, доставляемых в Усть-Пристань водным транспортом, рассказал руководитель дорожной службы нашего района.

С начала навигации техникой ДСУ «Южное» через устьпристанский порт уже вывезено 5 тыс. тонн песка и других строительных материалов, которые используются для изготовления бетонных смесей. Эти грузы отправлены в Алейск большегрузными автомобилями.


Кроме того, в настоящее время продолжается перевозка щебня, который поставляется из Барнаульского гравийно-песчаного комбината в ДСУ «Юго-Западное». В целом в Рубцовск будет вывезено 29 тыс. тонн данного груза. И такой путь является наиболее экономически выгодным.


К сожалению, в этом году уровень воды в Оби довольно низкий, поэтому возникают проблемы с проводом груженых барж в «ковш». Весной земснаряд, который был направлен к нам из Новосибирска, углубил акваторию «ковша», сделал фарватер доступным для прохождения судов. В это время в ковш был приведен кран и первые баржи. И судоходство было налажено. Впредь следует ждать прихода замснаряда только следующей весной.


Эти работы проводятся в рамках соглашения между правительством Алтайского края, администрацией Обского бассейна внутренних водных путей и грузоотправителями о сотрудничестве по развитию внутреннего водного транспорта в регионе.

В следующем году вновь планируется перевозить строительные материалы через Усть-Пристань. Если их объемы будут довольно большими, то, возможно, в райцентре в будущем построят ремонтную базу для судов. Я считаю, что пока таким образом переправляется немного грузов. Поэтому сейчас восстанавливаемая система поставок работает на перспективу, если она себя экономически оправдает, Усть-Пристанский порт возродится.

Евгений СТУЧКОВ.

Яндекс.Метрика