25-й Всероссийский Коробейниковский крестный ход «Радость, которую никто у нас не может отнять…»

1 июля, в субботу, завершился 25 Всероссийский крестный ход к главной алтайской святыне — чудотворному Казанскому образу Божией Матери. За неделю крестоходцы преодолели около 250 километров.

В дореволюционной России молитвенное шествие было распространенным явлением. В тяжелые времена русских людей поддерживали крестные ходы с иконами святых. Шли не только простые богомольцы, но и высшее церковное духовенство, как это происходит и сейчас. Крестный ход – это когда ты участвуешь в соборной молитве, одновременно, порой неведомо для себя, изменяя свою жизнь. Это духовный опыт для человека, возможность многое переосмыслить, попросить помощи, исцеления или ответа на вопросы, которые терзают. Этот опыт невозможно приобрести силой мысли, никакие знания не могут его дать. Что-то такое происходит, когда звучит единая молитва в долгом и нелегком пути, что невозможно объяснить. Хотя я вновь пытаюсь это сделать. Итак, что же это такое, крестный ход?

«Парус веры» на храме в честь Богоявления
Господня и св. прав. Иоанна Кронштадтского.
В этом году сформировалась «Служба безопасности
Крестного хода». Их выступление с «Казачьим маршем»
на вечернем концерте стало «гвоздем» программы.

«Другая жизнь»… Девять лет спустя

В 2014 году, впервые побывав в Усть-Пристани в стане крестоходцев (тогда он последний раз располагался на территории ПУ-59), я и подумать не могла, что крестный ход в Коробейниково станет неотъемлемой частью моей жизни, приведет в нее множество людей, совершенно необыкновенных и необыкновенно хороших. А каждая встреча крестоходцев в Усть-Пристани будет волнительной, яркой, сопровождающейся особенным событием.
Тогда я просто выполняла творческое задание – написать материал для газеты. Честно скажу – на крестоходцев я смотрела с недоумением и непониманием, и даже каким-то страхом.
Отец Никандр подвел меня к двум бородачам: «Вот, они пусть расскажут, что такое крестный ход». Мужчин звали Юрий Хомяков и Сергей Шрайнер.

Крестный ход – это другая жизнь, другой мир, другие люди, — сказал тогда Сергей. — Здесь словно открывается обратная сторона медали. Вспомните городскую суету, давки перед общественным транспортом
А здесь подходит автобус, водитель говорит: «Садитесь, пожалуйста!», а никто не садится, все хотят идти пешком. Люди здесь все исполнены добра, стремятся помочь друг другу. Все искренны и чисты, как дети.

Идут люди русские и молятся вместе за русскую землю, — добавил Юрий.- И пока ход идет, все в округе освящается. Мы просим у Бога, чтобы у нас у всех все было хорошо…

И Вы думаете, что ваши молитвы услышаны? – спросила я.

Я не думаю, я знаю, иначе меня бы здесь не было.
Спустя год, на одном из привалов по пути в Елбанку, Сергей уже будет мне советовать, какими средствами лечить мозоли, и что воду для питься лучше всего замораживать перед тем, как двинуться в путь. Поэтому в каждом селе у него есть знакомые продавцы в магазинах, которые заранее, ожидая крестоходцев, ставят воду в морозильные камеры.


Еще через три года мы с бородачами обсудили перемены, которые произошли на территории храма в честь св. прав. Иоанна Кронштадтского с тех пор, как она стала принимать крестоходцев. Не в каждом населенном пункте паломники располагаются в самом его сердце, как сложилось у нас, в Усть-Пристани. С 2015 года, когда лагерь крестоходцев впервые был разбит на территории Духовно-просветительского центра, здесь ежегодно происходят перемены к лучшему, причем, во-многом они глобальны – поднялся и увенчался девятью куполами красавец храм, восстанавливаются старинные здания, запускаются образовательные и просветительские проекты. И живут, и развиваются. Мы вместе тогда решили, что в этом есть какая-то причинно-следственная связь.
И вот – 25-й крестный ход для Сергея и Юрия. Продолжаем интервью. Что произошло с вами за все эти годы, крестоходцы?

Сергей Шрайнер и Юрий Хомяков —
крестоходцы с 25-летним стажем
.

Мы «обтерлись», жизнь немного потрепала, — улыбается Сергей. — Но радость увеличилась. Все это движение стало родным. Людей столько, родных и близких. Если раньше, когда мы с Юрой давали это интервью, нас было двое всего, все были чужие, какие-то чудные, непонятные. А сейчас сам стал такой — чудной. Раньше крестный ход для нас — это было испытание, а сейчас– ждешь его. За полгода «до» мы встречаемся, уже зная, о чем будет речь: «Идешь?» — «Бог даст, пойдем!».

Из двух участников наша команда выросла приблизительно до 40 человек, больше появилось детей – подрастают, — добавляет Юрий. — Им нравится! Они и не балуются здесь, чувствуют себя взрослыми. Вчера, например, играли в игру, в которую я играл когда-то в детстве – «4 камешка». Так они утром просят меня: «Дядь Юр, выкопай нам ямку, мы будем играть».

А сколько у нас песен! — продолжает Сергей. — Вчера вечером гимн спели с такой радостью, с такой силой. Вот где настоящее единство. Раньше будто чего-то не понимал, что-то такое тут происходит, что-то я упускаю. А теперь все прозрачно и радостно.

С крестным ходом на малой родине

Ежегодно «знакомцев» в крестном ходе становится больше. В этом году наконец-то удалось встретиться с нашей землячкой и услышать ее рассказ о том, как ее жизнь изменила вера православная и, разумеется, что такое крестный ход?
Итак, передаю слово Наталье Лизогуб.

В селе Усть-Пристань я родилась, моя девичья фамилия Отводникова. Мой муж тоже уроженец этого села. Он был военным, теперь он пенсионер МВД, живем мы в городе Новоалтайске.

Наталья Лизогуб (Отводникова), уроженка Усть-Пристани (справа) с бывшей односельчанкой Ириной Кузьминой.


Мое православие началось с храма св. Георгия Победоносца в Новоалтайске. Мы живем по соседству. И вот, теперь уже много лет назад, сына призвали в армию. Шестилетняя дочка бегала в этот храм — поставить свечу св. воину-мученику Евгению Родионову, чтобы он защитил брата. Во всех храмах благословляется православную литературу (газеты, журналы) не выбрасывать, а приносить в храм. И вот Лиза брала старые газеты «Лампада» и продавала соседям – за какую-то копеечку, и ей инокиня Георгия, которая трудилась в церковной лавке, давала за эту копеечку свечку. Я об этом сначала ничего ине знала.


А на улице рядом – Дом милосердия, в котором есть воскресная школа. Лиза увидела однажды девочек в платочках и костюмах и сказала, что тоже хочет так. Отводя ее туда, я и не чаяла, не ведала, куда меня этот путь приведет. У меня тогда не было ни одной юбки, ни одного платья…


Лизу взяли петь, потому что школой занималась регент храма, и мне пришлось водить ее на службы. Так постепенно я начала вникать и погружаться в этот мир. Познакомилась с настоятелем.
И вот я стала сама петь. Через некоторое время попросилась работать певчей на клиросе, но настоятель благословил меня трудиться завхозом этого большого храма, чему я и посвятила 8 лет. Через три года я стала старостой прихода Свято-Георгиевского храма. После работала классной дамой в Духовной семинарии в регентской школе. Сейчас пою в храме Архистратига Михаила г. Новоалтайска – и как регент, и как певчая, и работаю парикмахером.

— А в Усть-Пристани бываете?

Нет, только крестным ходом. Я остаюсь всегда с крестоходцами, потому что выходить из этого состояния, этой ауры в мир – сложно, а еще труднее возвращаться. В крестном ходе сначала люди привыкают друг к другу, и где-то на третий день наступает переломный момент – и дальше все идут одной большой семьей, и ты уже часть этого целого, оторваться от которого очень сложно.

— Наталья, сколько крестных ходов Вы прошли?

Этот – восьмой. Шесть раз побывав в Коробейниковском крестном ходе, после 2014 года пришлось сделать перерыв. Это было связано со здоровьем, материальными трудностями, потом был сложный период, связанный с ограничениями.


Но вот вновь, второй год, группой из 20 человек – из самых разных мест – Новоалтайска, Кемерова, Москвы, Барнаула, Нижневартовска, Белоруссии я вновь иду к матушке Богородице.

— Скажите, что-то изменилось за время Вашего отсутсвия?

Ничего не изменилось, если были какие-то особенности, когда крестный ход проходил в формате автопробега, то сегодня вновь есть полевая кухня, учтены другие моменты, без которых не каждый бы смог отправиться в путь. Все это благодаря отцу Константину Филатову, во многом его инициатива – и в обустройстве быта, и в том, что у нас есть юбилейные значки, и во многом другом.

…Незаметно наш разговор с Натальей вышел за рамки начатой темы. Уже не раз мне приходилось слышать, что к Богу люди приходят разными путями, но совсем нередко их путь был предопределен Божьим промыслом. Уже воцерковившись, Наталья узнала, что ее родственник, Степан Егорович Отводников, был некогда старостой Усть-Пристанского прихода, а бабушка, Арина Отводникова, была знакома с Домнушкой Капустиной. Но, конечно, об этом всем долгие годы родственники молчали. Но через годы божья искра незримо переходила из поколения в поколение, и вот именно в Наталье, «последышке», шестом ребенке в многодетной семье эта искра разгорелась, и теперь Наталья, регент церковного хора, – отчасти сама как бы «лампада», освещающая путь вновь переступающим порог храма и молитвенница за многие поколения своей семьи.


Даст Бог, мы еще встретимся и поговорим о Боге, о промысле и о том, что происходит с человеком, когда он переступает порог храма, о необыкновенных случаях и чуде, которое сопровождает верующего человека, избравшего путь веры.

Впереди — неизменно отец Иоанн.
Завершение праздника — крестный ход с Чудотворной иконой
Богородицы вокруг Ее обители
.

Усть-Чарышская Пристань и фотография года!

Интересно, что как и православные устьпристанцы ждут этот день, этот необыкновенный ежегодный четверг на стыке июня и июля, так и крестоходцы ждут встречу с нашим селом. Потому что здесь их принимают с особенным радушием и теплом.


Когда на горизонте появляются сначала хоругви и иконы, у встречающих замирает в груди. Крестоходцы приближаются, вот уже слышна Иисусова молитва, и уже за сотню метров ты различаешь счастливые улыбки. И у них замирает в груди, и с волнением они спешат приложиться к кресту, получить благословение у отца Никандра, который щедро каждого окропляет святой водой. Мы ждем, — улыбаясь, обнимаясь со «своими» паломниками, которых не видели ровно год, делясь какими-то очень важными новостями и моментами, — когда сможем влиться в шествие и войти крестным ходом в Усть-Пристань. И вот улицы, на которые смотришь уже изнутри, другими глазами, и вот шествие – на храмовой территории. Крестоходцы располагаются, ужинают, а вечером – ставший традиционным творческий вечер, где все, кто хочет, может прочесть стихотворение или спеть песню.


Храм в честь Богоявления Господня и св. прав. Иоанна Кронштадтского встретил крестоходцев образом Спасителя на парусе казачьего струга «Ермак», который был растянут на строительных лесах – «Парус веры», как назвал его отец Никандр. Идея нашего настоятеля – сделать общее фото 25-го юбилейного Коробейниковского крестного хода – была горячо поддержана и духовенством, и паломниками. Но вот как ее воплотить в жизнь? Не поверите – произошло очередное чудо. Именно в этом году, именно в эти два «устьпристанских» дня среди крестоходцев оказался Андрей Ишутинов, создатель творческо-экспериментальной фото видео студии SINTES.TV, снимающий самые главные события Алтайского края.

Усть-Чарышская Пристань в объективе фотографа Андрея Ишутинова (фото видео студия SINTES.TV).


И вот утром, по завершении Божественной Литургии и Причастия, огромная крестоходовская семья выстроилась на ступенях храма, под «Парусом веры». Конечно, общее фото снимали и фотоаппаратами, и телефонами. Но! Фотография Андрея Ишутинова просто уникальна и волшебна. В газете ее не опубликуешь – заняла бы разворот. Ее можно увидеть в телеграм-канале отца Никандра.


Здесь же опубликован один из множества снимков из поездки по окрестностям. «Я долго мечтал попасть в Усть-Пристань, и вот высвободились два дня. И так все сложилось! Я просто восхищен вашим селом, и обязательно приеду зимой снимать ваши эти неповторимые старые дома», — рассказал мастер.

«Парус веры» отправляется в «кругосветку»

30 июня крестный ход продолжил путь, а «Парус веры» снят, сложен и скоро отправится в кругосветное путешествие с командой отца Олега Дудкина, друга Федора Конюхова, основателя клуба «5 океанов».

Встреча юных устьпристанцев с путешественниковмотцом Олегом Дудкиным,
другом Федора Конюхова, основателем клуба «5 океанов».


О том, что кто-то из жителей деревни Федора Конюхова будет участвовать в Крестном ходе по приглашению отца Никандра, мы уже рассказывали на страницах «районки», в отчете о поездке нашего настоятеля. Но о том, что в результате дружеского визита гость загорится идеей в Усть-Чарышской Пристани совместно с отцом Никандром открыть парусную школу клуба «5 океанов», первыми узнали устьпристанские школьники, пришедшие на встречу с отцом Олегом в Дом священника. Но это – отдельная история, и ее вы узнаете чуть позже.

Праздник!

В воскресенье, 2 июля, три тысячи паломников участвовали в Престольном празднике обители Пресвятой Богородицы. В этот день в храме было совершено три Божественных литургии. Богослужения возглавили митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий, епископ Волгодонский и Сальский Антоний, архиепископ Горноалтайский и Чемальский Каллистрат, епископ Рубцовский и Алейский Роман, епископ Славгородский и Каменский Антоний в сослужении игумена обители Авеля (Тысячного), братии монастыря в священном сане, сонма духовенства.


Завершил праздник крестный ход вокруг обители.
В своей проповеди митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий сказал:«Отрадно видеть, что не убывает, а прибывает и обновляется состав крестоходцев, среди которых появилось много детей и молодежи. Это говорит о том, что добрая традиция впитывается в сердца детей с самого раннего возраста, а значит, у нее будет жизнь и продолжение. Дай–то Бог! И всему этому причина – Богородица, матерь Божия, образ которой, чудотворный, явленный предстоит здесь, как и сама Пречистая Дева пребывает здесь и, конечно, несет нашу немощь, наши грехи, дает нам прощение и благодать. Чудесные случаи, которые сопровождают крестный ход, а также случаются с людьми, которые приходят сюда, в течение года, свидетельствуют о том, что воистину Богородица Дева не оставила нас и избавляет от смерти души наши…Собравшись здесь, мы радуемся. Это радость, которую никто нам не может объяснить, никто не может у нас отнять. Это радость сугубо личная, сокровенная, и она будет нам весь год давать силу, крепость, подвигать на молитву и добрые дела… И все, кто хоть однажды побывал в крестном ходе, уже не может оставаться равнодушным к этому событию…».

Оксана ПАНТЕЛЕЕВА.

Яндекс.Метрика