В движении, самосовершенствовании и творчестве!Александр Викторович Рыжков – один из «столпов» Усть-Пристанской сферы культуры

«Больше всего я люблю новогодний концерт, он самый интересный в подготовке. Для меня, вообще, чем сложнее, тем интереснее. Что-то придумываешь, находишь. Песни. Заставки. Треки для озвучки сюжета.
Репетиционные процессы закрутились, — и пошло. Энергия клуба оживает. Клуб жужжит! В одном кабинете поют, в другом – театралы репетируют, в танцевальном – топот стоит. Жизнь! Радостно становится и работается легко и вдохновенно!».


Александр Викторович Рыжков – один из самых известных людей в районе, один из «столпов» нашей сферы культуры. При этом прост, вечно молод душой, открыт и всегда готов к чему-то новому. В канун Дня работников культуры захотелось узнать его историю – о том, как увлечение стало работой… Или наоборот… Впрочем, в случае с Александром лучше все рассказать с самого начала.

Начало

В детсадовском возрасте любимым занятием Александра была игра на табуретке, как на баяне. Он с удовольствием выступал «морячком», пел частушки, и уже за год до первого класса основной стал учеником Детской музыкальной школы, класс «Баян», к преподавателю Александру Петровичу Воронову.

Чуть подрос, увлекся электроникой, записался в радиокружок в Дом пионеров, руководителем был Алексей Начаркин. Там много чего делали. Можно было прийти и в тот же день собрать мини-цветомузыку. Сделать приемник и сразу поймать «Маяк», например

После занятий с друзьями бежали в Дом культуры. Это был отдельный мир, где, куда не пойдешь, везде что-то особенное. Сцена, даже пустая, казалась таинственным местом. В каждом кабинете «жили» необыкновенные предметы. Чего только стоили огромные барабаны, мерцающие в темноте. Мальчика это все вдохновляло и переносило в мечты. Однажды вдохновился настолько, что во время репетиции ВИА взял в руки электрогитару и «брякнул» по струнам. А она оказалась включенной, и внесла свой «аккорд» в исполняемую композицию. Тогда всем немного влетело от сурового руководителя Николая Георгиевича Ильиных.

Но это был единичный случай. Повзрослевший Саша первым инструментом освоил ударную установку. Потом — гитару, клавишные. Конечно, теория, полученная в музыкальной школе, пригодились, но инструменты поддались ему самостоятельно. Просто было очень интересно, и поэтому все получалось. А потом его «посадили» на свет. Старшеклассники все время помогали организаторам в проведении концертов. «Я сидел под сценой, в темноте, как крот, и по сценарию включал свет, — рассказывает Александр Викторович, -Вообще, я и артистом успел побывать, в новогоднем представлении, помню, по залу «летал» на веревке, потом на детской елке играл какого-то «плохиша». И никаких других мыслей по поводу своего будущего у меня не было. Я всегда знал, что хочу быть именно здесь. И даже когда в армии служил, тоже все время думал, как вернусь, что буду делать в Доме культуры».

«Заколдованный август»

«Началась эта история так. Учился я в десятом классе. Мама работала в «Сельхозтехнике», солидная организация. И они коллективом отмечали праздники, проводили «кафе». И мама спросила: «Саш, у нас кафе на 8-е марта, сможешь с музыкой помочь?». Вот я и помог, озвучил им мероприятие. Там у них были какие-то колонки, гитары. И у меня загорелось что-то там такое придумать. Клубом «Сельхозтехники» заведовала Фрида Генриховна Илензеер. Она предложила собрать школьников и организовать группу».


Ребята собрались в «Сельхозтехнике» и стали думать над тем, как назвать коллектив. И, по принципу популярнейшей тогда группы «Ласковый май», назвались «Заколдованным августом».

Первыми были Владимир Чернышов, Женя Аксенов, Лариса Сажнева…Да много кто был, собралась команда человек 15. Пели, играли, танцевали. Какие-то миниатюры придумывали. Светооператоры даже свои были. Стали ездить с концертам – Брусенцево, Троицкое, Клепиково, Краснодарское. Весь район объездили. Принимали хорошо: дети плюс «живая» эстрада.

В «Сельхозтехнике» был профсоюз, и он спонсировал покупку аппаратуры, микрофонов, стоек. Клавишные одолжили в ПУ-59, колонки – в ДК.

Года полтора длилась история «Заколдованного августа». И для многих его участников это время останется замечательным навсегда. Благодаря Александру.

«Морской волк»

Детские выступления в морской форме тоже оказались отчасти пророческими. В армии Александра направили служить на флот.

После школы парень устроился работать в РДК, куда перешла из стремительно сокращающейся «Сельхозтехники» и Фрида Генриховна. Теперь, они уже коллеги, стали заниматься с ребятами на уровне села. Готовили «Утреннюю звезду», местную версию популярного телевизионного шоу. Повестка пришла внезапно, как гром среди ясного неба.

О том, что конкурс состоялся и прошел хорошо, Александр узнал уже из писем.

«Служба – школа жизни. Ты однозначно становишься мужиком», — говорит мой герой. Потом, это возможность увидеть мир. Москва, Севастополь, Евпатория, Батуми в Грузии, Варна в Болгарии… Это свойство всех мужчин, служивших в армии – это время остается на всю жизнь, в памяти откладываются даже мелочи. И все равно, практически ежедневно, Александр думал о том, как вернется в родной «клуб». А ведь ему, хорошо зарекомендовавшему себя, флагманский офицер предлагал стать четвертым помощником капитана на гражданском судне. Это перспектива, карьера, престиж! Но… Что, как не патриотизм – это стремление вернуться домой, в Усть-Пристань и продолжить заниматься тем, к чему прикипел с детства!

Искал себя…

В 1995 Александр, отслужив, вернулся домой и сразу вышел на работу в РДК. Народу в самодеятельности было много, с репертуаром проблем не было. Местные исполнители приходили на репетиции со своими предложениями. Было весело и интересно, но какую-то идею молодого специалиста не подержали, и, поддавшись юношескому максимализму, он из коллектива ушел.

Это был 1997 год, и он устроился в Дом детского творчества, переименованный из Дома пионеров.

«Я всегда любил это место, — рассказывает мой герой. — Мне нравилось здание, сцена манила, когда я еще занимался в радиокружке. Там тогда работал Константин Эмильевич Волленберг, и я ему даже в детстве пару спектаклей озвучил. Помню это волшебное ощущение. Сцена крохотная, но как-то там все так интересно было сделано, какая-то реальная мистика на этой сцене. Крохотная, казалось бы, но вмещала в себя огромное количество предметов, и декорации, и какое-то действие. Я сидел со своим катушечным магнитофоном и ощущал себя в сказке».

И вот, уже ставший педагогом дополнительного образования Александр Викторович Рыжков создал в ДДТ коллектив «Горизонт». Сцена встретила его глухим занавесом – здесь уже долго никто не занимался, и первым делом он с ребятами эту сцену реанимировал. Сами стирали кулисы, девчонки отдраили полы.

«Пели тогда у меня Вова Ломжин, Ирина Гольсварт, на свету был Вова Субботин, — продолжает рассказ Александр, — концерт новогодний сделали, и от ДДТ даже ездили с выступлениями в села, «дорожники» давали нам свой автобус. Потом, кажется, сокращение было, и все это закончилось. И я дома организовал свою студию, и продолжал заниматься творчеством».

Все возвращается на круги своя…

И Александр вернулся в 2000 году в РДК. Здесь у него коллектив под названием «Арсенал». Нет, ничего военного. «Мой арсенал полон прекрасных песен и композиций» — говорит руководитель.
Спрашиваю его:

Что происходило все эти двадцать лет, что менялось?

-Наверное, изменились требования, зритель изменился. Раньше человек выходил на сцену, и он уже был героем. А теперь зритель сравнивает, как эта песня звучит с телеэкрана, и местный исполнитель должен как-то стремиться спеть ее так же хорошо, как и звезда шоу-бизнеса.

Раньше репертуар был мелодичнее. И песни писали для того, чтобы этот хит пела вся страна. А сейчас главное – индивидуальность исполнителя. Бывает, кто-то из молодежи нашей пытается спеть что-то этакое, подражая манере оригинала, но получается далеко не у каждого. Вот, недавно у меня Ирина Медведева, мне кажется, поймала манеру исполнителя выбранной песни — Елки, и мне кажется, ей удалось. Но это редко.

Я ведь не профессиональный преподаватель вокала. Мой задача: дать возможность людям показать себя. Ребенок, если он работает, у него постепенно что-то получится.

У меня были девчонки, которые ходили просто годами репетировать, и я их не выпускал на сцену. А к 11 классу они раскрывались. Потому что было упорство и желание, и они добивались своего. Главное, в чем здесь секрет — интерес, который не должен прекращаться.

Конечно, бывает: раз, приходит человек – и сразу выходит на сцену. Вот, Даша Диннер, например. Такая звонкая через неделю уже вышла на сцену. Или Лена Глотова. Она как запела, двери в клубе стали открываться от звука.

Звукорежиссер, светооператор, музыкант, вокалист, педагог, теперь еще и видеооператор. Александр – универсал. И все это ему очень интересно. Заниматься техникой, качеством звука – не менее важно, чем работать с вокалистами. Хочется, чтобы была классная техника, хороший звук. Хочется развиваться, придумывать что-то новое. Вот сейчас снова возобновляется «живая» эстрада, а еще одна из целей Александра – возобновить «Звездную Пристань», фестиваль, придуманный им, и вывести его на новый уровень.

Главное, чего желает себе Александр Викторович – чтобы здоровье не подводило, и всегда были силы реализовывать задумки и идеи.

… Как всегда, место на газетной полосе внезапно закончилось, а рассказать еще много чего можно. Но, наверное, все-таки лучше не прочитать или услышать, а увидеть, как это будет! Слава Богу, потихоньку открываются двери учреждений культуры для зрителей. А значит, нас ждет много всего самого интересного. Иначе быть не может, когда у руля сельского досуга такие замечательные люди, как Александр Викторович Рыжков. С праздником! С днем работников культуры!

Оксана ПАНТЕЛЕЕА

Яндекс.Метрика