«Клад» отца Никандра. Новости о «старой» Усть-Пристани рассказывает творческая группа «Ять»

В большом количестве бумаг, найденных в Доме священника в 2012 и 2020 годах, значительная часть – письма, деловые и личные. Письма эти написаны как на иностранном языке, так и на русском, как на фирменных бланках, так и на простой бумаге.

Деловые письма

В основном, это деловые письма. К началу 20 века Сибирь, Алтай, в том числе Усть-Чарышская Пристань – бурно развивались финансово экономически. Соответственно, это наложило отпечаток и на содержание переписки.


С одной стороны, деловые письма несведущему человеку мало что могут сообщить, потому что их нужно рассматривать в аспекте того, что происходило в это время, что представляли из себя адресаты и адресанты, чем занимались, и вот тогда эти письма заговорят.


В 2020 году нашли письма 1908 года, адресованные Николаю Васильевичу Титову, управляющему Усть-Пристанским молочным предприятием. До этого нам были знакомы управляющие эстонского происхождения: Ребане Михаил Генрихович и Ерв Иван Иванович.


Иван Иванович – выходец из Лифляндской губернии, судя по фамилии, эстонского происхождения, по роду деятельности – управляющий купца 2 гильдии И.А. Сарова Коробейниковским маслосырозаводом, входившим в когорту эстонских предпринимателей Нижне-Чарышской волости. И Ерв, и Ребане – были земляками И.А. Сарова.
Николай Васильевич, по всей видимости, тоже приезжий, стал сибиряком, перебравшись сюда из Петрозаводска. Возможно, он тоже относился к кругу знакомых петербургского купца 2-й гильдии Ивана Абрамовича Сарова, бывшего родоначальником маслоделия на Алтае.
В этих письмах прослеживаются этапы производственно-хозяйственной деятельности, процесс становления маслоделия.


Так, из них следует, что эстонцы познакомили сибиряков с процессами производства и реализации масла. При этом, в их хозяйствовании, как особенность, присутствовали два фактора.


Первое – это умение работать с молочной продукцией. Можно сказать, что переработка молока у них в крови. На заводах у них порядок, чистота и эффективность.

Из письма Ребане от Ерва 20 апреля 1902 года:

«Нужно собирать молоко, они ( те, кто собирают) ходят его собирать к каждому дому, если мы этого не сделаем, тогда что-то большого из молока не получится. Вы писали, что кадушка номер 110… это масло я сам делал и выжимал… Моя фабрика чистая, как церковь…»

Так начиналась работа маслозавода в Коробейникове. Люди еще настороженно относились к производственно-техническим новшествам, и первые маслоделы ходили по домам, объясняли, рассказывали, просвещали людей.


Каждая кадушка была пронумерована, ответственность за качество продукции нес лично мастер-маслодел.


Но при этом, одновременно, — экономили на оплате сдатчикам молока. Старались заработать на них.


Местные люди, получив первоначальные представления о переработке молока, ощутили интерес к прибыли. Одновременно их возмущал такой поворот дел, как низкая закупочная цена на молоко, покупка товаров в лавке «под молоко» по завышенным ценам.


И они идут на сговор: не поставлять молоко на предприятия, принадлежащие приезжим. Делают попытки самостоятельно наладить производство на всех его этапах. Так появляются маслодельческие артели, которые со временем объединились в союзы.


И они стали «наступать на пятки» эстонцам-дельцам. Они устроили «блокаду»: не поставляли молоко на производство, завод не давал продукции, а содержание его обходилось дорого.
Постепенно к управляющим-прибалтам пришло решение продавать завод.


Артель стала поднимать цену за прием молока. А эстонцы не хотели, да и не могли с ними конкурировать в этом вопросе.

От Ерва – Н.В. Титову, 15 января 1908 года:

…Вчера писал Вам несколько слов с посыльным – ему некогда было ждать, поэтому сообщу про работу завода за 1907 год теперь подробнее.


…Приплачено к деньгам, полученным за масло 2 806 руб. Содержание завода – жалование, прочие расходы, бочки, соль и т.д. — 4 806 рублей. Из этих цифр видите сами, насколько выгодно держать завод. Главные причины такого громадного убытка: очень большие расходы на содержание и еще больше худой выход. Что так дальше идти нельзя, понятно каждому. Да мне и невозможно с заводами так работать, потому что жалко деньги, которые получатся от продажи завода и заработаю от покупки масла, употреблять на покупку масла и перевезти в Петербург…

То есть, автор письма принимает решение продать завод, на эти деньги у местной артели купить масло и продать в Петербурге, тем самым увеличить ликвидность предприятия.

….Если в нынешнем году заводы опять будут так работать, как в прошлом году, их никому не удастся продать, то мне остается одно: остановить заводы и нанимать на каждый завод караульщиков, что будет гораздо дешевле…

Итак, артели из местных крестьян пошли единым фронтом на «первопроходцев», чтобы «отжать» бизнес и не дать частнику заработать на их труде. «Эстонцы» сдаются и распродают завод, оборудование, но при этом пользуются недостаточной компетентностью местных.

Из письма Н.В. Титову от Ерва, 9 февраля 1908 года:

«Относительно цены на молоко я уже вам писал, что нет смысла платить дороже 45 коп. Разбить артель, это слишком дорогое удовольствие (то есть речь идет о том, что победить артель можно только засчет огромных затрат).
Ремонтированные сепараторы продавайте от 150-175 рублей, не ремонтированные от 100-135 рублей. Ушаты и фляги придется продавать по усмотрению: самые дорогие ушаты там стоят сейчас 1 р.35 коп., их немного, остальные дешевле; самые дорогие фляги 3.50 – 4 рубля, их 10 штук, остальные дешевле. Только вряд ли артель покупает старые машины и посуду.


Если они спросят совета инструктора, то тот отсутствует».

Итак, первопроходцы-маслоделы подняли белый флаг и подались в Санкт-Петербург, где уже был готов плацдарм для дальнейших действий (его подготовил уехавший ранее Генрих Михайлович Ребане). А что же новоиспеченные артели из местных крестьян?


Становление артелей происходило со своими сложностями. Это не были мастера в прямом смысле этого слова, к тому же нередко избираемая верхушка воровала у товарищей, причем несколько раз. И все это приводило к упадническому настроению в кругах артельщиков.


Маслоделие могло бы исчезнуть, если бы не передовые люди, понимающие толк в кооперации.

О чем еще писали

Не менее интересны письма личного характера, которых, конечно, не так много, но, благодаря которым, можно представить моменты семейной жизни обывателя того времени.


22 февраля 2017 года на чердаке Дома священника было найдено хорошо сохранившееся письмо частно-семейного характера. К сожалению, дата его не определена.

Стр. № 1-2:


Здравствуйте, Иван Иванович, Надя и Арина!
Поздравляю вас с праздником Рождества Христова и наступающим новым годом и желаю вам всего хорошего.
Арина, денег я тебе послать не могу, потому что денег нет, работаю я одна, а сам не работает, а посылку пошлю. Арина, ты напиши, когда приедет в Барнаул Надя, ты, Арина, слушайся Ивана Ивановича и Надю да постарайся не лишним (не мешкая) поступить куда-нибудь на приличное место. Кланяется вам всем Алена и поздравляет с праздником и…


Демент Весцемов умер, его хоронили 24 декабря, в сочельник. Мекушова убили на пруду Фалина (ы) из-за денег. Вот Вам и новенькое, больше ничего нет. Праздник встретили не радостно, как было раньше, так и …. Алена здорова, живет у Аксиньи.

Остаюсь жива и здорова, того и вам желаю. Пишите ответ.

Стр. № 3:

Здравствуйте, Надя и ….
Поздравляю вас с праздником Рождества Христова и наступающим Новым годом. Желаю вам всего хорошего. Арина, я участвую на спектакле в мужском городском училище, у меня главная роль, боюсь чтобы не провалить все. ….Надя, чего она мне не пишет, ….. писать, не ленись.

Маруся.

Найденное письмо обозначило нам нескольких действующих лиц: Ивана Ивановича Ерва, его жену Надежду и некую Аришу, по всей видимости, сестру Надежды. Написали письмо мать Надежды и младшая сестра Надежды и Арины Маруся.


По нашим предположениям, супруга значительно моложе И.И. Ерва, из обедневшей семьи, что следует из письма, и об этом говорят два обстоятельства: у Ервов живет младшая сестра Надежды Арина, средняя из трех сестер, а младшая Маруся осталась в городе (предположительно, Барнауле), с родителями.


Из письма следует, что новые родственники Ивана Ивановича – православного вероисповедания (в письме родственники шлют поздравления с Рождеством Христовым и Новым годом).

В другом письме к Ерву за 1902 год (делового характера) также упоминается Надежда Емельяновна.


Многоуважаемый Иван Иванович! С подателем сего прошу отправить весь находящийся товар для лавки…
…Почтение Надежде Емельяновне, Николаю Васильевичу.
…Желаю всего хорошего. Ваш покорный слуга …..
Ст. Антоньевская, 1 октября 1902 года.

Вот такая картина, которая показала нам обитателей Дома священника. Конечно, мы можем только предположить, как они выглядели, но, по крайней мере, человеку с воображением это под силу.

В июле 2019 года на чердаке Дома священника — новая находка. Это снова были счета, какие-то деловые письма, и среди них – несколько писем личного характера. Одно из них показалось любопытным, так как нарисовало картину быта, отношений того времени. Оно небольшое, приводим его полностью.

От Ерва — Н.В. Титову 23 февраля 1908 года.

Милостивый государь Николай Васильевич!


Если девушка, про которую вы пишите, согласна первое время за 3 руб. 50 коп в месяц служить, то привезите или отправьте ея, с каким-нибудь попутчиком. Если хорошо служить, так ей положена прибавка жалованья. Но предупредите ея уже там, что к парням ей здесь не придется бегать и если это ей не понравится, то пусть лучше не приезжает. Что она подразумевает под верхней одеждою? Никакой одежды, кроме фартуков, ей не дадут. Да и какую верхнюю одежду ей нужно? На улице или дворе ей ведь, как сами знаете, никакой работы нет — только помои вынести и из подвала мясо принести и вся работа на дворе. Ни коровы, ни скота у нас нет, дрова и вода в кухне готовы. Правда, таскают какую-то куртку и галоши или туфли (чтобы постоянно пимов не надевать), но это ей без всяких условий дадут.

С соверш. почт. И. Ерв.

В ее интересах дольше служить, потому что чем дольше и лучше она служит, тем больше получает жалованья и поддержки к праздникам.

О чем говорит это письмо? Мнения исследователей разделились

.
Один нашел положительное в рачительности хозяина, как кому ближе. Другое мнение – хозяин жаден и жесток.
Поэтому рассуждения следующие.

Во все времена молодежь хотела общения, веселья, дружбы и, конечно, влюбленности.


Старшему поколению хотелось покоя и порядка, послушания и покорности. И, конечно, малозатратности.
Надо сказать, девушку немного жаль. Какая жизнь ждала ее, если даже верхней одежды не полагалось?


С другой стороны, не все сразу. Прибавка к жалованию при условии хорошей работы обещана. Потом, хозяин заинтересован, чтобы она служила долго, как и положено. Потом, вероятно, он сам прошел в жизни подобную школу.


А впрочем, вы сами можете по этому поводу составить свое мнение. Письмами мы с вами поделились, размышляйте и оценивайте сами.

Апрельское открытие

Право первооткрывателя этой фотографии для устьпристанцев принадлежит Ольге Владимировне Мутьевой.


Итак, в начале прошедшей недели на сайте https://pastvu.com/ Ольга Владимировна обнаружила и сразу же выставила в сеть «Одноклассники» новую фотографию старой Усть-Чарышской Пристани.


Попав на сайт, сразу же удалось связаться сначала с исследователем Александром Владимировичем Бруханским, потом – непосредственно с владельцем фотографии. Было интересно, каким образом к нему попало изображение нашего села. Выяснилось, что случайно, к нашему селу он отношения не имеет. Переписка продолжается.


Александр Владимирович еще в прошлом году пытался связаться с нами, но по каким-то причинам, его письмо об этой фотографии к нам не дошло. Теперь мы находимся в диалоге, пытаясь уточнить время съемки, сравнивая открытку, которая есть в нашей коллекции, с находкой.


Вот такие сегодня новости о нашей «старой» Усть-Пристани.

Материал подготовлен творческой группой «Ять» Усть-Пристанского прихода.

Яндекс.Метрика