На пути к Светлому Пасхальному Воскресению

Вход Господень в Иерусалим — «Вербное воскресение».

Апрель в этом году – месяц великих православных праздников. О первом из них, который уже прошел, и о тех, что еще впереди, рассказывает настоятель Усть-Пристанского прихода в честь св. прав. Иоанна Кронштадтского отец Никандр (Речкунов).

Благовещение

7 апреля мы услышали Благую весть – встретили праздник Благовещения. Деве Марии явился архангел Гавриил, чтобы известить о том, она станет матерью Спасителя рода человеческого. «Дух святый найдет на тя, и Сила Всевышнего осенит тя…». Такого человечество не видело и не слышало, но это чудо совершилось – 7 января слово Гавриила сбылось – родился, воплотился Сын Божий Иисус Христос.


Есть традиция в этот день выпускать в небо голубей. Голубь – символ спасения, продолжения жизни.


В Ветхом завете рассказывается о всемирном потопе, когда Ной на ковчеге, со своей семьей спасался от гибели. Тогда голубь, принесший веточку маслины, как бы оповестил людей о том, что появилась земля с растительностью, на которой можно жить.


Благовещение – это начало таинства освобождения людей от рабства греху и смерти, «спасения нашего главизна». Голубь, выпущенный в небо, в этом смысле – символ свободы.

Дух святой в виде голубя снизошел на Иисуса Христа в день Крещения Господня, указав на Спасителя.
Когда видишь взлетающего в небо голубя, которого только что держал в руках, словно отпускаешь частичку своей души и взмываешь вверх вместе с ним.


Один из голубей, поднявшихся 7 апреля 2022 года над храмом, приземлился на кровлю и долго сверху смотрел на людей, а другие кружили вокруг, переживая вместе с прихожанами этот момент счастья.

Голубь – символ мира, и это основано на библейской истории. И это особенно важно для всех нас именно в эти дни, когда ежедневно Русская Православная церковь молится о мире. Православный приход в честь св. прав. Иоанна Кронштадтского благодарит Алексея Черных, предоставившего птиц для этой красивой, символичной традиции.

Лазарева суббота

В 2022 году выпала на 16 апреля. В этот день Иисус воскресил Лазаря. Он был из семьи, близкой Иисусу, и весть о его смерти опечалила Христа. Лазарь уже четыре дня, как умер, но Господь оживил его прежде всеобщего Воскресения одним словом: «Лазарь, выйди вон!» (то есть, выйди из пещеры, где он был погребен). Такого люди никогда не видели. И весть о воскресении Лазаря моментально облетела мир. Многие приходили, чтобы воочию увидеть воскресшего мертвеца.


Лазарь прожил еще тридцать лет, служил епископом на Кипре. Но, побывав в аду, всю свою оставшуюся жизнь он никогда не улыбался. Он всегда чувствовал горечь внутри и пытался держать во рту что-то сладкое.

Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресение)

Великий праздник, который будет отмечаться 17 апреля. Лазарева суббота предварила это событие, вдохновила людей. Они узнали человека, который может сделать их бессмертными. Но, надо сказать, что люди решили в своих, земных интересах использовать Иисуса Христа: быть сытыми, богатыми, не болеть и не умирать.


В надежде на все это, они приветствовали Господа и воздавали ему почести, встречая его в Иерусалиме с триумфом, как царя через врата
Взрослые снимали с себя верхнюю одежду и устилали ему путь, дети встречали пальмовыми ветвями, и все кричали: «Осанна в вышних! Благословен грядый во имя Господне!» (что означает: «Слава тому, кто от идёт Господа!»).


Действительно, всё совершилось, как написано в Священном Писании. Только избавление Иисус принёс иное. Он скажет после, что «Царство Мое не от мира сего». В этот день, подражая детям, мы встречаем его с веточками вербы (ведь у нас не растут пальмы, а верба расцветает в это время года).

Страстная седмица

В храме в честь св. прав. Иоанна Кронштадтского первая служба на страстной седмице обычно служится в среду. В этот день Иуда предал своего Бога и Учителя первосвященникам, книжникам и старейшинам за тридцать серебренников, пообещав им указать место, где Иисус окажется один, и в какое время. При этом некая женщина возлила на Иисуса драгоценное миро. Поэтому церковь прославляет женщину, не пожалевшую для Спасителя ничего, но порицает и проклинает сребролюбие и предательство Иуды.


Вспоминаются события, предваряющие шествие Спасителя на вольную страсть. Перед тем, как пойти на мучения, Господь решил собрать своих учеников на трапезу в Сионской горнице. А перед этим он перепоясался полотенцем, налил в таз воды и, как последний раб, умывал ноги своим ученикам. Апостол Петр противился этому, но Иисус твердо сказал ему: «Если ты не дашь мне это сделать, то не будешь иметь со мной ничего общего». Он даже мыл ноги Иуде, уже зная, что тот предал его, тем самым показав, что Бог служит людям. Больший служит меньшим, и мы должны следовать этому примеру. Не насилием, не подавлением, а по доброй воле.


Утром в четверг служится Литургия, как таинство, установленное Иисусом Христом – Причастие телом и кровью Его (под видом хлеба и вина).


Традиционно все воспринимают Великий четверг как Чистый четверг, думая, что главное – навести порядок в доме. Но на самом деле гораздо важнее очистить душу, чтобы не уподобиться Иуде – с вымытыми ногами, но предательством и сребролюбием в душе.


Вечером четверга, накануне Великой пятницы, совершается неповторимая по своей красоте служба – чтение двенадцати страстных Евангелий. В этих отрывках от начала до конца описан путь страданий, которым прошел Христос. Во время чтения верующие стоят в храме с зажженными свечами. Существует традиция сохранять после службы огонь этих свечей и относить его домой от них зажигать лампады и рисовать кресты по четырем сторонам света.

Великая Пятница. Этот день особенно драматичен. Утром читают Царские часы, где вспоминают допрос и издевательства над Иисусом. Во второй половине дня верующие становятся свидетелями Крестных Страданий Спасителя. Совершается чин снятия с креста Спасителя и его погребения – с Плащаницей (иконой, на которой изображен Иисус) верующие обходят вокруг храма крестным ходом. После вновь заносят вовнутрь, полагая на специально приготовленное место. Всё это символизирует печальный обряд положения Иисуса Христа во гроб.


Великая Суббота. Иисус сходит в Ад и побеждает его, выводя души там содержащихся, начиная с Адама и Евы, поэтому наш Бог именуется Спасителем. Это происходит под землей, а на земле — день покоя, тишины. Все ждут того момента когда увидят Восставшего Спасителя – Светлого Христова Воскресения и громко воскликнут: «Христос Воскресе – Воистину Воскресе»!

Яндекс.Метрика