Прошлое перетекает в настоящее. А будущее — уже на горизонте

Наступила весна, и на стыке двух времен года начался Великий Пост, время обновления и духовного роста для православных россиян.
И в Духовно-просветительском центре Усть-Чарышской Пристани – преобразования и насыщенная жизнь. Расскажу о самом интересном, с чем ушел в историю февраль 2023 года.

Здание Церковно-приходской школы таит в себе еще немало открытий.
Те самые двери-стена.
Интересно, кто же из устьпристанских ребят это писал таким красивым почерком?
Ух ты, Масленица! Будущий специалист музейной работы в деле.

«Церковная школа» – преображение, открытия, перспективы

Сразу после завершения Святок в актовом зале Церковно-приходской школы продолжился ремонт. В прошлом году было отремонтировано помещение для гостиничного блока, и оно трижды принимало участников образовательной площадки центра: студентов АГИИКа во время прохождения практики, художников «Кванториума»-22 и ребят профильной смены православного лагеря-стана «Русский дом». Минувшей зимой пришла очередь сценической площадки актового зала.


Многим устьпристанцам хорошо знакомо здание ЦПШ с более чем столетней историей и огромные функциональные двери, которые превращали актовый зал то в одно, то в два помещения. Один из местных жителей, который учился в школе № 1, в народе так и называвшейся «церковной», рассказал: «Учащиеся церковной школы все знали про эти большие двери, их открывали во время школьных спектаклей. Помню, угловой класс был сценой, а проходной класс — зрительным залом, угловой класс мы называли «скворечником…».


И вот, разобрав обивку стены, противоположной этим огромным дверям, рабочие увидели, что часть и этой стены между двумя помещениями, представляла из себя такие же двери – об этом рассказали и деревянные элементы, и старый крючок, который держал двери.Получается, что изначально основой здания Церковно-приходской школы была анфилада — ряд последовательно примыкающих друг к другу пространственных элементов (помещений), проемы которых расположены на одной продольной оси. Анфиладные помещения, как правило, соединяются дверными проемами, раскрывающими глубокую перспективу. Возможно, если бы это обстоятельство открылось раньше, исторический интерьер был бы сохранен отцом Никандром в этом здании.


Конечно, ремонтные работы не обошлись без находок – пусть не таких масштабных, что в Доме священника, но все же.

Вот, например, фрагменты стенгазеты одного из классов школы № 1. «У наших учеников есть такая привычка на уроке – выполнять задания, которые задали на дом по другому предмету. Вот они, эти учащиеся: Кладовщиков, Саяпин, Черепанов, Митин Б., Морозов, Кутепова, Ширингин, Панин, Прокудин, Капустин, Максимова, Бочкарева, Булгаков, Музалевских, Митин В. Такое выполнение не даст ничего…(к сожалению, тут фрагмент оборван). За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь». И еще.


«В нашем отряде 33 пионера. Пионеры нашего класса шефствуют над октябрятами. Они рассказывают октябрятам о жизни и деятельности Владимира Ильича Ленина. Готовят вместе с октябрятами самодеятельность к Новому году.


Хорошие ученики класса помогают отстающим пионерам. Они разъясняют непонятное, проверяют по русскому языку. Наш отряд взял обязательства на год. Мы уверены, что выполним эти обязательства. Недавно мы провели КВН на тему о спорте. Сбор прошел интересно, увлекательно». Эти удивительным образом сохранившиеся листочки – настоящее «золото» для ценителей раритетов такого недавнего и уже безвозвратно ушедшего прошлого.


Один из учеников школы 60-х годов рассказал, что в щели между полом и стеной в одном из классов ребята «впихивали» свои не очень презентабельные в отношении успеваемости дневники. Может быть, и они обнаружатся рано или поздно, и войдут в музейную экспозицию, посвященную истории здания. Поэтому, уважаемые читатели, если у вас хранится в домашнем архиве что-то из школьной жизни в «церковной школе», например, фотографии, сделанные в этом здании в любое время: и когда здесь была школа, и детский сад, и даже магазин, поделитесь: мы их отсканируем и используем в оформлении.


А здание ждут и другие замечательные перемены, о которых, конечно же, обязательно расскажу всем заинтересованным в свое время.

Будущий музейный сотрудник в деле

Анастасия Сухарева уже в третий раз проходит в Духовно-просветительском центре профессиональную подготовку, в рамках Договора о сотрудничестве Усть-Пристанского прихода и Алтайского государственного института культуры.


На этот раз деятельность студентки имела проектно-технологическую направленность. Девушке необходимо было разработать и провести в Доме священника музейно-педагогические мероприятия для разных возрастов с разной проблематикой, учитывая возрастную разницу в восприятии действительности.


Первоклассники Усть-Пристанской школы побывали на экскурсии «Масленица в музее маслица» где в игровой и театрализованной форме, используя экспонаты зала маслоделия Анастасия познакомила ребят с традициями праздника.

Участниками второго мероприятия стали ученики Верх-Камышенской школы и одновременно добровольцы поискового отряда «Поиск» (Краснощековский район), которые приехали в Усть-Чарышскую Пристань в честь дня рождения нашего Героя — Александра Мефодьевича Птухина. Гости посетили Духовно-просветительский центр. Прежде всего — храм в честь св.прав.Иоанна Кронштадтского, узнали о его особенностях от настоятеля отца Никандра (Речкунова).


В Доме священника Анастасия провела с ребятами встречу, которую назвала «Дом зарождения концептов». В ходе встречи, помимо традиционной экскурсии, Анастасия поделились опытом проектной деятельности, в которой участвуют студенты Алтайского государственного института культуры – будущие музейные сотрудники.

Именно здесь, в Усть-Чарышской Пристани, Настя и ее коллеги-студенты, проходящие практику на базе Духовно-просветительского центра, определились с темами исследований и работают над курсовыми и дипломными работами. В основу магистерской диссертации одной из первых практиканток легла история о документах, найденных на чердаке Дома священника. Еще один студент работает над темой «Места памяти гражданской войны в Усть-Пристани». Сама Анастасия создает проект «Формирование региональной идентичности средствами малого музея».


Пять дней профессиональной подготовки прошли для студентки, по ее собственным словам, весьма продуктивно. Помимо разработанных и проведенных мероприятий, отчетных видеороликов, работы с экспонатами музея, особый интерес составил сбор материала о художественно-реставрационной и лакокрасочной работе столярного цеха. «Восстановить экспонат, вернуть ему надлежащий вид — это большого труда стоит, — поделилась Анастасия, — поэтому мне было важно познакомиться с теми, кто преобразил эту поистине великолепную мебель, которая украшает музей».

И уже 28 февраля практикантка поучаствовала в международной конференции «Инновационные технологии в гуманитарной сфере». Доклад «Социально-культурная деятельность Духовно-просветительского центра в селе Усть-Пристань», по ее словам, вызвал живой интерес участников мероприятия, а также научные сотрудники и молодые ученые дали студентке рекомендации по дальнейшей научной работе в этой области. А это означает, что интерес к уникальной старине нашего села не ослабевает. И когда за дело берутся такие активные, талантливые и перспективные молодые люди, как Анастасия Сухарева, хочется верить – у историко-краеведческого наследия нашего села большое будущее!

Оксана ПАНТЕЛЕЕВА.

Яндекс.Метрика