По бескрайний холодным волнам океана и просторам родной «Оби». Валерий Николаевич Росляков три года служил на Тихоокеанском флоте и шестнадцать долгих лет бороздил речную гладь

В последнее воскресенье июля в России принято отмечать замечательный праздник – День военно-морского флота. В Усть-Пристанском районе многие мужчины отдавали долг Родине, служа на кораблях, бороздивших просторы морей и океанов. Один из них – Валерий Николаевич Росляков.

Кондуктор для установки якоря.
Красный диплом в белой обложке

Валерий появился на свет в Усть-Пристани в 1955 году. Родители всю жизнь трудились: в Боровлянке валили лес, собирали живицу. А потом — на пароходе: мама «поварила», отец был мотористом.

Валера рос любознательным мальчиком, активным и принципиальным. Окончив 8 классов, парень отправился постигать азы профессии тракториста в Усть-Пристанское СПТУ. И делал это, к слову, со всей ответственностью, поэтому спустя два года держал в руках красный диплом, который, почему-то был белого цвета, но с ярко-алой надписью «с отличием».

Началась взрослая самостоятельная жизнь. Лето накануне восемнадцатилетия прошло на бескрайних полях Усть-Пристанского района. Наступила осень. Валерий решил устроиться на паром кассиром-мотористом. Нужно было помогать семье, ведь отец тяжело болел, и матери приходилось одной растить двух младших сыновей.

Так пролетел месяц. 31 октября 1973 года Валерий стал совершеннолетним. А уже 3 ноября крепкий устьпристанский парень держал в руках повестку из военкомата.

За живучесть корабля!
Корабль, на котором служил Валерий Николаевич.
Моряки Тихоокеанского флота. В.Н. Росляков в центре.

Служить нашему земляку довелось на Тихоокеанском флоте на корабле «морской тральщик». Но сначала в «учебке» Хабаровска в течение пяти месяцев Валерий осваивал азы военной специальности электрика-силовика, а также сварочное и водолазное дело, учился бороться за живучесть корабля, обслуживать его электрооборудование. Устьпристанец узнал все об устройстве судна и, наконец, освоился в новой, совсем еще незнакомой и непривычной жизни вдали от родного дома…

Из натуральной кожи и без гвоздей

Весна 1974 года. «Учебка» за плечами, а впереди – настоящая служба на большом величественном корабле, который стоял в Авачинской бухте недалеко от легендарных «Трех братьев» — скал, которые являются природным памятником и символом города Петропавловска-Камчатского.


Корабль тральщик, на котором служил Валерий Николаевич, был предназначен для поиска, обнаружения и уничтожение мин, разбросанных по морскому дну врагами, а также проводки судов через минные заграждения.

В минуты сладост-ных воспоминаний нашему герою при-поминается, как …
… ветер штормовой рвет море пополам,
И в клюзах тяжко стонут якоря.
А в тесных, узких кубриках тоскует
по земле
От качки захмелев-шая братва
.


Моряков таких кораблей в простонародье называли «смертниками». Матросам тральщика даже приходилось носить обувь только из натуральной кожи, без гвоздей, чтобы не допускать образования искр и исключить взрыв боезапаса судна, шнуровых зарядов.

На маленьких лодочках за российской рыбкой

Моряки выходили в открытые воды Тихого океана не только затем, чтобы учиться устанавливать тралы, ликвидирующие мины, но и для помощи пограничникам и рыбоохране. Кроме этого, они обеспечивали проход и работу подводных лодок, участвовали в морских парадах.


В то время японцы любили вылавливать в наших водах морских обитателей. Видимо, потому что у себя уже давным-давно все истребили. На маленьких лодочках браконьеры пытались поживиться российскими природными богатствами. Но наши матросы старались это безобразие пресекать.


Валерий Николаевич вспоминает, что за три года службы ему довелось попробовать самые разнообразные морепродукты. Мясистые клешни крабов готовили на паровом котле. А свежайшая сельдь, красная рыба и камбала были отличным дополнением к нехитрому армейскому обеду!

Скалы и черные волны

Красота Тихого океана оставила неизгладимое впечатление в душе Валерия Николаевича. Особенно потрясающе он выглядел весной, когда снег уже растаял, а скалы погружались в сочную яркую зелень.
Не единожды нашему земляку приходилось попадать в шторм. И тогда величие и мощь огромного холодного океана, чьи черные волны вздымались на высоту 2-3 метров, вызывали особый трепет!

Спичку в зубы – и вперед!

В основные обязанности нашего земляка входила работа с электрооборудованием корабля. Труд этот был поистине тяжелым и важным!

— Бывает, сидишь в машинном отделении, в посту управления, — рассказывает Валерий Николаевич. – А там температура 60-70 градусов из-за работы двигателя, и при этом еще судно идет по волнам, болтает в разные стороны. Но ничего, зажимаешь между зубами спичку, подышишь часто-часто и продолжаешь делать свою работу.

Папа – полковник, сын – симулянт

Валерию Николаевичу приходилось сталкиваться с разными людьми. Казалось бы, самый отличный способ коротать деньки вдали от дома во время службы – это посвятить себя какому-то важному делу! Но нет. Были под началом устьпристанца-командира отделения, матросы, которые предпочитали прозябать в безделии.

— Пришел к нам на корабль один паренек, — вспоминает Валерий Николаевич. – Выпускник Суворовского училища, окончивший один курс Макаровского училища, сын полковника.


Отучился год, попал на практику на подводную лодку. Не понравилось. Засчитали год и сослали на корабле служить срочную.
Но и у нас с него толка никакого не было. Сядет на рундук, расковыряет ранку, та воспалится из-за ужасной влажности, а он и рад! В госпиталь ложится, отдыхает. И так несколько раз. Уж сколько я с ним боролся! Все без толку.


Даже трюмы машинного отделения не помогли, а ведь он в команде, за него кто-то вахту несет, службу. Подскакивает по тревоге и мокрый с головы до пят швартуется в любую погоду, борется за живучесть корабля.


Когда в очередной раз его забирали из госпиталя, то дали понять, что еще один такой эпизод, и нами займется особый отдел.
Нет, его не обижали. Он как все ложился спать, кушал. Но жил своей беспечной жизнью. Один. И хватило его на полгода. Прибыл папа, полковник, бывший кандидат в морские офицеры, и они тихо уехали.

За суворовца – разжаловать!

ает еще один неприятный случай, который был связан с командиром корабля.
Тот был человеком своеобразным, как судоводитель — ноль! А еще отличался стремлением построить карьеру.
Иногда это переходило все границы! Например, командир заставлял своих подчиненных наводить порядок по четыре раза за день. При этом обязательно нужно было использовать мыло.

— Ну, я и высказался однажды про него нелестно, — рассказывает Валерий Николаевич. – А он услышал и поставил себе цель – испортить мне армейскую жизнь.


Придирался ко всему, к каждой мелочи! Я тогда был не только командиром отделения, но и секретарем комитета комсомола корабля, занимался воспитанием ребят. Вот он и стал постоянно меня посылать в командировки. То обучать молодых, то командиров отделения. Зачастую отправлял в караулы. Из двух заработанных отпусков мне не предоставили ни одного.

Кульминацией нашего конфликта стал один случай. Я тогда пришел за зарплатой. И вместо 22 рублей мне выдали 3.80. Начали разбираться и выяснилось, что меня разжаловали! Лишили классности, звания старшины второй статьи, отличника ВМФ, должности. А еще сообщили, что идут разговоры отдать меня под суд за того суворовца, сына полковника, который нажаловался отцу.


Хорошо, что справедливый замполит вступился, и вскоре все мои регалии восстановили. А еще перевели на другой корабль. Командира повысили до капитана третьего ранга, но с судна убрали, перевели на берег.

Здоровье подкачало – отправился домой

В этот момент старшине Рослякову оставалось служить считанные месяцы. В отличие от того карьериста командира корабля, начальствующий состав разглядел в молодом, ответственном и принципиальном парне лидерские задатки, поэтому Валерию предложили должность старшины экипажа на строящемся тральщике нового поколения.


Устьпристанец, конечно, согласился и подписал контракт на сверхсрочную службу. Так под его командованием оказались пятьдесят человек.

Валерий Николаевич должен был совершить большое путешествие по бескрайним морским просторам, чтобы перегнать новый корабль с Черноморского побережья на Камчатку. Но тут случилось непредвиденное – прихватило сердце.


После 45 дней в кардиологическом отделении госпиталя Петропавловска-Камчатского, старшине Рослякову сообщили, что службу продолжать он не может. Есть большой риск для здоровья. Тогда Валерий Николаевич попрощался со ставшими за три долгих года родными водами Тихого океана, кораблем, сослуживцами и отправился домой. В Усть-Пристань.

На «Белорусе» и «ДТ-75»

В родном селе Валерию Николаевичу сразу нашлось дело! Он устроился в школу райцентра на должность мастера производственного обучения.


Молодой педагог учил детей вождению на тракторах «Белорус», «ДТ-75». Летом работал на легендарной бригаде, где ребята трудились и весело проводили время.

В те годы труд для детей был делом привычным, — вспоминает Валерий Николаевич. – Днем поработали, искупались на пруду, а вечером – дискотека.

Но работа учителя требует полной самоотдачи. Порой не остается времени даже на семью! Это и стало причиной ухода В.Н. Рослякова с должности педагога. Нужно было строить семейное гнездышко, вести большое хозяйство, а времени не хватало совсем.

Решение это было непростым, — делится Валерий Николаевич. – Но я принял его и устроился бакенщиком, потом перешел на «путейку», а после меня опять позвали в школу.
Согласился! Ведь дом-то уже был построен.

Речная династия

Многие годы своей жизни отдал Валерий Николаевич благородному делу учителя. А потом, в середине 90-ых, сменил место работы и вернулся в речной флот, трудился в должности моториста, позднее – старшим помощником капитана.
Так пролетели 16 лет. В 2010 году В.Н. Росляков отправился на заслуженный отдых. Его место занял зять Максим Филиппов, который всему обучился у своего тестя.

— Так сказать, дал дорогу молодым! – смеется Валерий Николаевич. – Пусть работают! Развивают наше дело.
В моей семье вообще прослеживается интересная закономерность. Многие – речники. Отец работал в госпаре на пароходе, мама кашеварила. Два родных брата – капитаны. Сыновья трудились на реке. Племянник и зять тоже ходят на «путейке». Вот такая большая династия получается!

В чем секрет человеческого счастья?

Многие годы рука об руку с Валерием Николаевичем ступает по жизненному пути его супруга Нина Владимировна. В прошлом году чета отметила сапфировую свадьбу, 45-летие совместной жизни. У Росляковых трое замечательных детей, два сына и дочь.


Старшая Лена работает заведующей в магазине «Огонек». Средний Юрий живет в Усть-Пристани, водит КАМАЗ. А младший Евгений окончил речной Новосибирский техникум, работал по специальности. Является участником боевых действий на Кавказе и Донбассе. Воевал с бандеровцами в качестве добровольца. Сейчас в отпуске по ранению.


Дети подарили своим родителям семерых внуков. Часто можно увидеть, как Валерий Николаевич посещает с ними культурные мероприятия, соревнования. А это значит, что он с полной самоотдачей участвует в жизни внучат. Искренне гордится их успехами!

С внучкой на Дне защиты детей в 2022 году.


Находясь на пенсии, мужчина продолжает вести активную жизнь. Участвует в общественных делах. Занимается огородом и пчеловодством.


Оглядываясь назад, Валерию Николаевичу есть, что вспомнить. Сегодня есть, чему радоваться. А в будущем – на что надеяться. Это, наверное, и есть секрет простого человеческого счастья!

Анастасия ЛОКТИОНОВА.

Яндекс.Метрика