У пчеловода Виталия Журавлева из Усть-Пристани погибло 30 пчелосемей и почти половина отводков!

Житель райцентра Виталий Журавлев начал приобщаться к работе на пасеке, когда ему было всего 11 лет. Трудился вместе с отцом, который охотно рассказывал о всех нюансах ухода за сладкими труженицами. А в 19 лет парень стал этим делом заниматься самостоятельно. В последнее время его пасека насчитывала от 125 до 220 семей.

В общей сложности он трудится пчеловодством 18 лет. И никогда у Виталия не было массовой гибели пчел, как это произошло в июле текущего года. Вот что он рассказал: «Раньше моя пасека располагалась рядом с полями Алексея Труфанова, и никаких проблем не возникало. Но в последнее время он стал сеять новые сорта гречихи, которые выделяют нектар только при определенных условиях. Я решил перенести ульи к полям другого фермера. Там тоже посеяна гречиха, которая является более сильным медоносом. Здесь за три недели пчелы забили медом в три раза больше магазинов, чем на месте прежней стоянки пасеки. Вскоре зацвел подсолнечник, горчица и процесс сбора нектара продолжился.

19 июля начали качать мед. На следующий день решили продолжить, приехали и обомлели. Всюду мертвые пчелы: на летках, внутри ульев и рядом с ними. Многие еле-еле двигались. Даже некоторые матки отравились.

У меня было 218 семей и 160 отводков. После потравы осталось 77 отводков и погибло около 30 пчелосемей, остальные довольно сильно ослабли».

По факту массового мора насекомых создали комиссию, в состав которой вошли специалисты Администрации района и Управления ветеринарии, а также глава поселения. В ульях собрали подмор, зеленую массу расположенной неподалеку гречихи. Все это упаковали в пакеты, опечатали, и Виталий увез данные образцы на анализ в лабораторию города Барнаула.

Пасечник говорит, что вся эта процедура была проведена неправильно. Нужно было сформировать три образца подмора пчел и столько же зеленой массы. Хранить это необходимо в морозилке и перевозить в сумке-холодильнике. А анализ должен проводиться не в отношении одного гербицида, а всего спектра. Кроме того, у препаратов 3 класса опасности довольно короткий период распада действующего вещества. Поэтому спустя некоторое время в пробах его выявить невозможно.

Все эти тонкости Виталию Журавлеву никто не объяснил. Только потом он об этом узнал от коллег, которые, как и он, состоят в Союзе пчеловодов России.

Вот и получилось, что в лаборатории присутствие гербицида в пробах зеленой массы и подмора пчел не обнаружили. А от этого зависит доказательная база при возникновении судебных разбирательств.

Теперь, чтобы Виталию восстановить пасеку, потребуется много времени, сил и средств. Есть вероятность, что часть ослабленных семей не доживет до весны. С остальными будет очень сложно работать. Кроме того, велики потери продукции. Если ранее пасека давала 12-14 тонн меда, то в этом году – 2,5 тонны. И для содержания пасеки придется занимать средства. А это значит, в следующем году тоже никакого дохода не будет. К примеру, в прошлом году пчеловод закупил 140 кг вощины, за которую заплатил более 100 тыс. рублей. Требуются расходы и на другие нужды.

Племенных пчел, то есть инструментально осемененных маток пароды бакфаст, Виталий покупает у знакомого пасечника в Белоруссии. А тот, в свою очередь, приобретает их в Германии. Эти пчелы так сильно не роятся, они не агрессивны. С ними можно работать весь день без дымаря. У бакфаста очень высокая медовая продуктивность — 80-100 кг с улья за сезон. В самый худший год такие пчелы принесут не менее 50-60 кг. В жаркую погоду они практически не работают. А примерно в семь часов вечера поднимается на крыло вся пасека, и до десяти часов вечера идет активная работа.

Виталий говорит, что, скорее всего, обработка посевов велась  в  вечернее время, и гербицид лился прямо на головы пчел. Вот и результат…

Пчеловод рассказывает: «Я общался с другими пасечниками. У кого-то проблем не было, у других погибла летная пчела. В частности, такие случаи неоднократно происходили в Вяткине.

Больше в этом месте я пасеку ставить не стану. И от этого пострадает фермер. Мои пчелы могут опылить до 300 га. А это значит, что с такого поля будет хороший намолот. Увезу их в другое место, где обработка посевов ведется правильно».

Яндекс.Метрика