В крестьянском хозяйстве А.А. Грефа началось производство гречневой крупы

У брусенцевского фермера Анатолия Антоновича Грефа давно зрела мечта наладить переработку сельскохозяйственного сырья. На земле он работает уже практически тридцать лет. И все это время его хозяйство было одним из самых крепких в районе. Однако какую бы урожайность крестьянин ни получал, он всегда будет зависеть от внешних факторов. И основополагающим из них является закупочная цена на зерно. Поэтому фермер Греф и решил заняться переработкой.

Он говорит: «Идей рождается много, какие-то из них реализуются, другие отметаются. А желание заняться переработкой именно гречихи было подстегнуто тем, что в 2016 году я побывал на небольшом заводе в Чарышском районе. Пообщавшись с его руководителем, укрепился в желании доводить получаемое на полях зерно до состояния готовой крупы. Тем более, что своими глазами увидел, как это происходит буквально по соседству».

Через тернии к реализации мечты

С этого момента и начался непростой период организационно-подготовительных работ. Производителя необходимого оборудования Анатолий Антонович нашел в Башкортостане, в городе Кумертау. Связался с руководителем этого предприятия. После недолгих переговоров, определились по цене и графику поставок оборудования. Как положено, был заключен взаимовыгодный договор.

И, казалось бы, процесс пошел. Настроение у фермера было превосходное. Перед новым 2016 годом часть средств были перечислены на счет производителя, от него довольно быстро пришло некоторое оборудование.

Однако вскоре эта, на первый взгляд, безупречная схема дала сбой. Очередная часть денег на счет башкирского партнера ушла, а оборудование поступать перестало.

Тем временем, в Брусенцеве для будущего производства строилось здание с соблюдением всех необходимых стандартов. И в него было вложено довольно много сил и средств. Люди торопились, думали, что вот-вот предстоит приступать к монтажу мини-завода. Даже планировали это сделать в зимнее время, установив для обогрева помещения тепловую пушку.

Прошла зима, Анатолий Антонович забеспокоился. Связался с этим поставщиком и попросил присылать фото, а лучше видеоотчеты о том, в какой стадии процесс комплектации очередной партии оборудования.

Более детальный «разбор полетов» показал, что часть комплектующих отсутствует. И тогда фермер решил изучить финансовое состояние этой фирмы. Хотя и раньше, заключая договор, все это было основательно сделано. Вновь наведя справки, выяснилось, что предприятие вполне работоспособное, но два имеющиеся у него счета заблокированы.

А.А. Греф стал вести телефонные переговоры с руководителем. Он оказался порядочным человеком, от проблем и от своих партнеров не прятался. И Анатолий Антонович решает его посетить. Тот это воспринял вполне нормально и в шутку сказал: «Приезжай, только топор с собой не бери».

У фермера было несколько вариантов ускорить процесс поставок оборудования. Ему даже поступали предложения от сомнительных структур любыми методами решить возникшую проблему. Однако он выбрал цивилизованный путь и засобирался в гости, чтобы на месте разобраться в проблеме. К тому же, назад уже пути не было, ведь механизм запущен, часть оборудования поступила, больше половины средств за него выплачены. Одним словом, стройку, во что бы то ни стало, надо было завершать.

В мартовский день 2019 года, собрав походную сумку, прихватив с собой зятя Павла, Анатолий Греф двинулся в путь. А путь-то был неблизкий, только в один конец 2,5 тыс. км.

Дорога отвлекла попутчиков от мрачных мыслей, посмотрели на разные села и города. Ну а на заводе руководитель принял гостей вполне приветливо. Производство в это время было полностью остановлено, отсутствовали новые заказы, а текущий так и не выполнен. Часть необходимого материала была в наличии, но чего-то и не хватало.

Стали вместе думать, как решить возникшую проблему. В итоге пришли к такому решению, что вносить дальнейшую плату на счет предприятия нет смысла, так как денежные средства будут автоматически списаны в счет налогов. А в это время А.А. Грефу оставалось перечислить за оборудование еще в пределах 1 млн. рублей.

Чтобы продолжить работу, фермер напрямую перечислял средства за поставку комплектующих различным поставщикам, которые привозили их на этот злополучный завод. И только тогда производство вновь восстановилось, на него вернулись специалисты. Одним словом, работа закипела. И все это проходило под неусыпным контролем Анатолия Антоновича. Каждый этап работы, поставки материалов фиксировался и в виде фотоотчетов отправлялся непосредственно ему.

Наладка – дело непростое

Наконец, все оборудование было собрано и отправлено в Брусенцево. И вслед за последней партией прибыл опытный наладчик. В течение месяца шла сборка, настройка нового производства. Но в этот раз не удалось довести его до необходимых стандартов. Оказалось, что этот наладчик – человек несвободный. Сам он из Москвы, и трудился на выезде, накопив некоторое количество отгулов. Это несколько затормозило работу.

Наладчик уехал и смог вернуться только через три месяца. Эти месяцы тянулись нестерпимо долго. Хотелось быстрее приступить к работе, увидеть, как начнут сыпаться первые струйки крупы. И Анатолию Грефу стоило большого нервного напряжения просто ходить вокруг этого завода и считать дни до того момента, когда удастся продолжить настройку.

И фермер не удержался. Пока не было наладчика, механизаторы из его хозяйства стали самостоятельно выполнять некоторые несложные настройки. Однако без опытного специалиста все равно было невозможно обойтись. Да и, когда он вновь приехал, основную работу выполняли именно работники КФХ, конечно, под его строгим контролем и руководством. А что касается электрической части, то в этом приезжему специалисту не было равных.

Перед новым 2020 годом начались пробные испытания, и вновь разочарование. То одна поломка, то другая. Однако, несмотря на аварии, производимые прямо на ходу настройки, удалось переработать около двух тонн гречихи. Но желаемого результата так добиться и не удалось. Выяснилось, что еще некоторое оборудование нужно переделывать, другое – вновь настраивать.

А в зимнее время завод непременно должен работать в две смены, т.е. круглосуточно. Это связано с тем, что при каждом очередном запуске необходимо разогревать котел, в котором создается пар. Поэтому производство было остановлено.

К этому времени А.А. Греф получил все необходимые сертификаты на свою продукцию. Его образцы соответствовали всем строгим требованиям стандартов качества.

Ближе к весне после некоторой реконструкции завод попытались вновь запустить. Однако крупа получалась не того качества, которого хотели добиться. Во время первого запуска оно было несколько лучше.

И вновь потребовалась квалифицированная консультация специалистов. Чтобы ее получить прямо на производственном участке, Анатолий Антонович едет в Маралиху Чарышского района, именно на тот завод, посетив который, он и загорелся идеей создания собственного производства.

Фермер со своими специалистами посетил соседний район, внимательно изучили работу оборудования и кое-что взяли себе на вооружение.

И вновь начали доводить свой цех до ума: перетачивали, переделывали, настраивали, долго возились с калибровочным станком, сделали накопитель для золы, утеплили запарник зерна, устранили потери при переработке, некоторое оборудование переделывали, просто используя смекалку. В очередной раз пришлось созваниваться с наладчиком, что-то спрашивать, уточнять.

Конечно, можно было бы работать, не добившись идеальной чистоты крупы, калибровки зерна. Некоторые производители так и делают. Но нашего Грефа это не устраивало, и он довел выпуск продукции практически до идеального состояния.

Только на прошлой неделе производство было вновь запущено. И фермер считает, что все проблемы устранить не удалось. Он говорит, что это только начало большого нелегкого пути. В первую очередь, нужно более скрупулезно готовить зерно к переработке. Для этого предстоит на мехтоку выставлять калибровочные решета таким образом, чтобы гречка была соответствующим образом подработана. При этом будут удалены мелкие и крупные фракции.

Когда, наконец, производство было запущено, один из знакомых фермеров спросил у Анатолия Антоновича: «Ну что, ты рад тому, что удалось запустить такое производство?». А он ответил: «За три года столько было всевозможных эмоций. Сначала радовался, что началось строительство завода. Потом сомневался и переживал. А сейчас, наверное, перегорел. Производство запущено, а особой радости нет. Вот когда добьемся четкости и безотказности работы, наработаем клиентов, тогда, возможно, придет удовлетворение от сделанного».

За дверью заводской

Войдя в цех, где полным ходом идет работа, осознаешь, как кардинально меняются представления о нем. Это настоящий завод, оборудование которого обслуживают всего два человека. И это не какая-то «крупорушка», а серьезное производство, производительность которого составляет 4 тонны крупы в сутки.

Еще на пороге чувствуется приятный, аппетитный запах сваренной гречневой каши. Позже станет понятно, почему этот аромат буквально витает в воздухе.

Как же происходит процесс превращения зерна в съедобную крупу? Об этом Анатолий Антонович рассказал очень подробно.

Вначале происходит очистка зерна от мусора, различных примесей. Затем оно подается в запарник, т.е. в котел, который нагревается за счет сжигания гречневой шелухи. В этот запарник под высоким давлением подается пар. Зерно там выдерживается примерно 6-7 минут.

Изначально зерно светлое, возникает закономерный вопрос: почему гречневая крупа имеет коричневый цвет? А именно из-за того, что зерно пропаривается. В это же время с него отщелкивается шелуха.

После некоторых процедур зерно подается на барабанную сушку. Там имеется парогенератор, и зерно, поступая в барабан, вращаясь в нем, просушивается. При этом вентилятор высокого давления постепенно вытягивает более легкое высушенное зерно.

Передвигаясь по трубам, зерно поступает в калибровочный станок. Там оно делится на фракции и далее идет на шлифовальные станки.

Завершающим циклом является еще одно просушивание паром, и затем уже перемещение готовой крупы в тару.

На полную мощность производство еще ни разу не запускалось, т.е. в круглосуточном режиме не работало. Однако за 12 часов удавалось произвести 2,5-2,7 тонны гречневой крупы.

Анатолий Антонович говорит, что пока мелкой расфасовкой крупы заниматься не будут. Сейчас фасовочная линия стоит от 500 тыс. рублей. И никакой необходимости в ее приобретении нет, да и не такие уж большие объемы производства предполагаются, чтобы заострять на этом внимание. В торговые сети можно поставлять крупу и в мешках, к примеру, по 50 кг.

Кстати, не успел Анатолий запустить производство, стали поступать звонки с предложениями о сотрудничестве. Так что в будущем проблемы со сбытом возникнуть не должны.

Полеводство – под производство

В расчете на то, что в переработке будет использоваться только собственное сырье, А.А. Греф стал ориентировать полеводство именно на выращивание гречихи. В прошлом году этой культурой была занята основная посевная площадь — около 700 га. В этом году она не уменьшится, а вот назвать ее точно до гектара фермер не может. Возможно, в систему севооборота придется вносить текущие корректировки.

В 2019 году гречиха дала довольно неплохую урожайность – по 17 ц/га. На отдельных полях и того больше. Но прошлогодний урожай, считает фермер, далеко не самый лучший.

Однако в далекие прошлые годы, когда этой культурой только начинали заниматься, получали по 5-7 ц/га, а если намолачивали по 10 ц/га, то радости не было предела. Да и на заре своего фермерства эту культуру никто всерьез и не воспринимал. Сейчас же приоритеты пересмотрели.

Нынешним летом фермер Греф планирует построить ангар для хранения зерна. Заботится не только о его сохранности, но и о качестве.

Скоро в поле!

В зимнее время небольшой коллектив КФХ занимался ремонтом и подготовкой техники к предстоящему полевому сезону. Для того, чтобы провести его качественно, есть все необходимое, а самое главное, отапливаемое помещение и профессиональные кадры.

Кроме механизаторов, работающих на К-700, и операторов производства, в хозяйстве трудятся Иван Безмельницын, Сергей Акшаев и Александр Бондарев.

В ближайшей перспективе гречиха останется для данного хозяйства основной культурой, но возделываются и другие. Общая посевная площади КФХ составляет 1350 га, из них 150-200 га занимают пары.

В течение 10 последних лет Анатолий Греф занимается выращиванием чечевицы. Засевает ею 200-250 га. Эта культура, хотя и привередливая, однако ее закупочная цена на рынке довольно высока, а значит, есть и определенная выгода.

Также 200-250 га занимает пшеница. Данная культура является традиционной, ее зерно всегда востребовано и имеет неплохую закупочную цену.

А еще фермер сеет овес. Во-первых, он не требователен к предшественникам, во-вторых, в любой год дает неплохую урожайность, а в-третьих, зерном овса фермер рассчитывается с пайщиками и выдает работникам хозяйства в качестве натуроплаты.

Для выполнения комплекса полевых работ имеется вся необходимая техника. В посевной предстоит участвовать двум тракторам К-700, которых вполне достаточно, чтобы довольно быстро выполнить поставленную задачу. Относительно новый трактор МТЗ будет работать с прикатывающими катками.

Есть в хозяйстве и свой опрыскиватель, который позволит обрабатывать посевы, не прибегая к услугам специальных фирм. Решен вопрос с косилками. Да и комбайновый парк довольно свежий. Один «Енисей» отработал четыре сезона, другой – пять, а «Полесье» — всего три. Осенью на отвозке зерна будут работать ЗИЛ и два КАМАЗа.

Кроме того, имеется вся необходимая почвообрабатывающая техника, которая за последние годы значительно обновилась. Это бороны, культиваторы дискаторы, прикатывающие катки и т.д.

Вот таким мы увидели крепкое хозяйство А.А. Грефа, которое развивается, не только работая на земле, но и сумело наладить свое производство.

Евгений СТУЧКОВ.

Яндекс.Метрика