Мои самые родные — дети военного времени
Война — самое страшное время в истории страны.
Миллионы людей отдали свои жизни ради Победы, ради того, чтобы все жили в безопасности и спокойствии.
Другие же трудились в тылу, не жалея своих сил, чтобы хоть как-то помочь армии.
Но Великая Отечественная война затронула жизнь каждого человека, даже тех, кто остался в тылу, ведь многие их родственники отдали свои жизни ради спасения мира!
Однако тяжела судьба была и у тех, кто родился в эти суровые годы.
Война затронула и мою семью. Я считаю, что мои дедушка с бабушкой стали частью истории военного времени.
Дедушка Алексей
Алексей родился на Алтае в селе Вяткино. В большой семье, где детей было одиннадцать, мой дед был самым младшим. Однако двое умерло ещё младенцами, а один утонул в 5 лет. Их осталось восемь. Самым старшим братом был Василий. Остальных трех звали Григорий, Ефим и Валентин. Помимо братьев у моего дедушки было еще две сестры — Татьяна и Екатерина.
Его отец — Степан Иванович Замятин, мать — Пелагея Ивановна Замятина. Отцу нельзя было работать, потому что с рождения у него болели глаза и со временем перестал видеть один глаз. Но по законам того времени он был призван на трудовой фронт и работал в Усть-Каменогорске.
Дедушка родился в 1939 году, и совсем не помнит начала войны, да и май 1945 года. В памяти о тех детских годах остался лишь общий уклад жизни.
Так как семья была большая, им разрешалось сажать по несколько гектаров: просо и гречиху сеяли, растили, собирали, потом вручную молотили в ступах. Семьям, где было всего по два-три ребёнка, такой возможности не давали.
Хуже всего было зимой. Как всем известно, в России самые суровые и холодные зимы. Помимо лютых морозов положение усугублял и голод. Радостным был приход весны, ведь это означало конец холода и голода.
Летом было еще проще: поспевал кандык, полевой лук, чеснок. А особенно было хорошо, когда ягоды пойдут.
С малых лет ребята трудились по хозяйству, а еще плели из конопли пряжу. В то время пряли и ткали сами. Дом у Замятиных был большой, деревянные койки стояли. А на печи спокойно могли спать около пяти человек. Одно из развлечений у ребятишек было собираться зимой на пруду. Кто в галошах, кто в сапогах. Бывало, прибежит кто-нибудь и босиком, скатится с горы — и домой, на печь. В то время дети закалённые были, никто не болел.
В школу Алеша пошёл уже после войны, в 8 лет, в 1947 году. Жили они тогда на краю села Вяткина. Поэтому до школы приходилось идти целый километр. Никто не подвозил, ходил пешком. Дедушка учился семь лет. Отличником не был, он говорит, что в то время никто особо не стремился учиться. Однако ему хорошо давалась литература.
После учёбы два года он работал в колхозе. Потом его призвали в армию служить. Шел 1959 год.
Дедушка рассказал: «Нас привезли в Даурию. Было это 28-29 октября. А там мороз до 30 градусов! А зимой — 50-55 градусов. До нас там служили ребята с Украины, говорили, еле до тепла дожили, а нам хоть бы что – сибиряки! Там была ракетная школа. Вертиканты, гидрогоризонты – до сих пор помню типы ракет!»
Для дедушки служба в армии стала настоящим путешествием по стране. После Даурии их перебросили в Эстонию. Служил в Костроме, в Вологде.
В 1960 году проездом побывал в Ленинграде (так в те годы назывался Санкт-Петербург) и целый день с армейскими друзьями они гуляли по городу. Тогда все мечтали попасть на крейсер «Аврора». Но на крейсер их не пустили, там проводился ремонт. Он четко помнит другие достопримечательности. Рассказывает, как в Летнем саду любовались на статуи. Потом кто-то из них отправился в Эрмитаж, но не дед. Он говорит, так уже много было впечатлений, что еще что-то не вместилось бы уже…
Армейский путь был окончен, и в 1963 году он вернулся домой. Мой дедушка – мастер на все руки. Работал электриком, заведующим фермой, агрономом, бригадиром, управляющим. Отучился в техникуме в Славгороде.
В 1977 году переехал в Усть-Пристань и начал трудиться в РО «Сельхозтехника». В 1994 году его назначили работать пчеловодом.
В 2002 году вышел на пенсию. Дедушка – «Ветеран труда Алтайского края»
Бабушка Настя
Родители моей бабушки, Анастасии Алексеевны, были простые колхозники. Семья жила в селе Моховское. Отец, Алексей Алексеевич Кулаков, родился в 1905 году в Воронежской области. К сожалению, даже не известно число рождения Алексея Алексеевича, в те времена многие не знали, в какой день родились. По Столыпинской реформе семья Кулаковых перебралась на Алтай. Здесь Алексей вырос, женился и работал шофером в колхозе.
Когда моей бабушке было 5 лет, началась Великая Отечественная война. Остались воспоминания о дне, когда мужчин провожали на войну, как женщины и дети плакали.
Бабушкиного отца на фронт отправили вместе с машиной, на которой он работал. Он пропал без вести в конце 1941 года.
У бабушки было два родных брата: Николай и Петр. Она была старшей.
Война была самым тяжёлым временем в жизни бабушки. «Семью спасала корова, — рассказывает она, — где творог, где простокваша. Стряпать было не из чего, муки не было. Потом понемногу стали давать и муку».
В то время жив был ещё дедушка по маминой линии, пимокат. В хозяйстве была овечка, и дедушка катал валенки внукам. «Нынче одному скатает, на следующий год — другому» — продолжает бабушка, — когда я пошла в школу, дедушка умер. Не в чем ходить стало. Один снимал, другой надевал…»
После смерти дедушки Анастасия стала хозяйкой в доме. Мать уходила на работу на покосы за 3 километра от дома. Хлеб тоже вручную косили. К литовке прикрепляли деревянные зубья, чтобы пшеница не разлеталась.
А бабушка следила за хозяйством во дворе: за цыплятами, чтобы коршун не унёс, за телёнком, чтобы не ушёл. Огород и сажали, и копали, и пололи дети.
Зимой хлопоты продолжались. Заготавливали дрова. Собирали ракиты, притаскивали корни домой, клали под косяки, чтоб тепло не уходило. Тепла хватало до Рождества. Несмотря на то, что они много трудились, дети находили время для игр. Катались на санках. Летом — весной собирали с коров шерсть, катали из них мячи и играли.
Когда настал столь долгожданный День Победы, все радовались, плакали! Радовались, потому что родные вернулись домой живыми. Плакали о тех, кто не вернулся. Ведь из каждой семьи уходило по два-три человека. Один погибал на войне обязательно…
В Моховском Настя проучилась до четвертого класса, потому что школа в этом селе была только начальная. Поэтому она уехала в город Барнаул. Жила там у дяди, отучилась ещё два класса, и вернулась на родину, потому в семье дяди она чувствовала себя обузой, а денег, чтобы снять квартиру, не было.
Летом Настя устроилась работать дояркой, а к сентябрю переехала в Усть-Чарышскую Пристань. Здесь продолжала трудиться и окончила седьмой класс.
Бабушка работала в колхозе до 1957 года. Вышла замуж и какое-то время была домохозяйкой. Окончив школу продавцов в Барнауле, стала работать в магазине.
Вышла на пенсию в 1991 году.
У бабушки и дедушки всегда было очень большое подворье: коровы, козлики, конь, куры, пчёлы, свиньи, утки, индюки. Большой огород. Бабушка любит заниматься хозяйством, и ей нравится, когда «животинки» много.
Мои бабушка с дедушкой теперь уже старенькие. Хозяйство уже не держат. Но они очень активные, веселые, интересные, и я очень люблю их. Я очень рада, что решила про них написать, ведь я узнала так много нового!
P.S. Среди документов и фотографий я увидела два удостоверения «Дети войны». Они дают право на льготы. Но никакие льготы не заменят детям лет счастливого детства, которые украла война. Я очень горжусь своими родными бабулей и дедулей, что они такие сильные, красивые и очень оптимистичные, несмотря на трудные прожитые годы. И я желаю им здоровья и долгих лет жизни.
Алина Замятина, с. Усть-Пристань.