Алтайский «Град Петра». Впечатления от Бийска: когда соседствуют восхищение и печаль

Можно не однажды посещать одно и то же место, и каждый раз будешь открывать его с новой стороны. Все зависит от того, с каким «багажом» знаний ты вновь оказываешься здесь, какова твоя цель и кто становится твоим проводником.

Настоящим эмоциональным потрясением стал для меня город Бийск. Осенью 2022 года город оказался «Петербургом» масштаба Алтайского края. Хорошо бы там пожить несколько дней, без спешки побывать во всех храмах, побродить по старому Бийску, побывать у каждого из скульптурных памятников, которых здесь немало. Вот все мы куда-то стремимся, не замечая рядом настоящие сокровища. Выросший из оборонительной от кочевников Бикатунской крепости, отсчитывающий свою историю с 1709 года, город стал родителем и хранителем невероятного, уникального наследия.Его оценилии другие устьпристанцы, не так давно посетившие Бийск.


Никита Лещенко, юный журналист Дома детского творчества
:
«Это замечательный город, в котором полно: интересных своей историей достопримечательностей, величественных памятников, красивых и романтичных парков. Попал я в этот город в 2022 году в августе. Это была запланированная экскурсия краевой профильной смены «Журналистский пленэр». Пока мы туда ехали, я думал: «А какой он будет, Бийск?» И приехав, я просто обомлел. Настолько красивый, что я не могу передать словами. Но одновременно там очень много заброшенных достопримечательностей.

Никита Лещенко рядом с пушкой, которая была установлена на стене Бикатунской крепости в начале 18 века.


Для нас провели экскурсию по городу, про все очень подробно рассказали. Мы даже успели прогуляться по парку и сфотографироваться. Один из ярких памятников – скульптура Петра I. Надеюсь, что приеду еще в этот город».


А совсем недавно в Бийске побывала делегация Брусенцевской школы. И вот какие эмоции оставило посещение города у педагога Оксаны Львовны Лучковской:

Брусенцевские школьники у памятника
основателю города.


«Путешествие мы продумывали заранее – ведь дорога дальняя, и цель должна быть достигнута. А цель – увидеть и полюбить этот город, как полюбила его я, с первого взгляда! Прошлое его богато! О нем говорят памятники архитектуры в центре – впечатляющее зрелище. А бийчане, которые все знают о своем любимом городе! Таких людей, научных сотрудников, преданных своему делу, мы нашли в музее Алтайской Духовной Миссии.


Экскурсовод погрузил нас в историю и этого здания, в котором находится музей, и поведал о людях, которые эту историю творили. Мы ходили по этажам и по потайным лестницам, опускались в подвалы и погреба. Услышали много легенд, прикоснулись к предметам старины (где разрешили – руками, а где нет – душой). Нас познакомили со всеми сторонами жизни миссии. Этот музей — не скопление старинных вещей в одном месте, нет, здесь восстановлена обстановка и атмосфера ушедших времен. Есть полное ощущение параллельной реальности – будто жизнь и работа в этих стенах не прекращалась ни на минуту. В столовой сервирован стол, в рабочем кабинете все предметы располагаются так, будто хозяин на минутку вышел по делам. В большой библиотеке много очень старинных книг.


Конечно, чтобы многое узнать и понять, нужно не однажды посетить музей, прочитать ни одну книгу, но та информация, которой поделился с нами экскурсовод, способна заронить интерес к истории родного края и гордость за своих земляков даже у самого равнодушного».

Вознесенский некрополь

Его «двойник» на Вознесенском кладбище. Возможно, сделан руками одного и того же мастера.
Памятник на «старом кладбище» в
Усть-Чарышской Пристани.

Да, у каждого своя цель. Наша экспедиция под предводительством отца Никандра (Речкунова), в которую еще вошли православные путешественники Анатолий Васильевич и Дмитрий Старцевы, направилась в Бийск, чтобы посетить не только городские достопримечательности, но и старое нагорное Вознесенское кладбище города. Около трех часов мы провели в музее Алтайской Духовной миссии, удивляясь и поражаясь, а еще – ждали там человека, который смог бы проводить нас к некрополю и поведать его историю.


Павел Сергеевич Коваленко, кандидат исторических наук, педагог, краевед, музеевед, директор и один из основателей музея Алтайской духовной миссии, экскурсовод-виртуоз, известен не только в Алтайском крае, но и во всей стране. Вознесенским кладбищем он «болеет» уже давно. Если музей помогает реставрировать и развивать Бийская епархия и меценаты, то для кладбища, нуждающегося в немедленных восстановительных работах, помощь в необходимых размерах не находится. Бийчанин не первый год «бъет» во все колокола в средствах массовой информации и сам делает все, что в его силах, но решительных сдвигов нет.

Павел Коваленко показывает восстановленный по его инициативе участок Вознесенского кладбища.


Здесь сохранилось 130 высокохудожественных памятников и надгробий, изготовленных из различных видов мрамора и гранита. «На одном из памятников обнаружен штамп  мраморного предприятия Кочерженко в городе Томске. Многие памятники изготовлены на Колыванской камнерезной фабрике, мастерами Бийска и европейской части России, — рассказывал Павел Сергеевич по пути. — Под ними покоятся люди, которые когда-то жили в Бийске, сделали его известным торговым и православным центром Сибири, приумножали его колоритную историю. Это купцы и предприниматели, почетные граждане города, титулярные и статские советники,священнослужители и полковники, представители бийской интеллигенции, их семьи.


Постановлением Думы города от 18 августа 2005 года кладбище стало именоваться мемориальным историческим памятником «Бийский Вознесенский некрополь».На территории Западной Сибири это одно из старейших кладбищ крупных размеров, сохранившееся до настоящего времени, в городах Томске и Барнауле — утрачены. Такое богатое историческое наследие требует бережного ухода…
Практически все памятники, состоящие из отдельных блоков, разрушены. Утрачены, по воспоминаниям старожилов, венчавшие их мраморные скульптуры ангелов, плакальщиц, ажурные кресты. Многие надгробия находятся под слоем растительного опада, накопившегося за столетия».


…Если бы мы приехали в Бийск всей нашей командой «Родительского дня», я уверена, с нескрываемым интересом, с одной стороны, и с болью внутри наши добровольцы осматривали бы некрополь. Потому что для каждого наше «старое» кладбище стало дорогим местом и уже не кажется таким заброшенным, ведь результаты труда видны всем. А здесь… Огромные масштабы, настоящие сокровища старины и ощущение беспомощности.


В сопровождении Павла Сергеевича мы обошли все самые старинные памятники. По пути рассказывали о том, что мы делаем в Усть-Пристани, показали даже пару фотографий. «О! Я вам покажу похожий памятник, — пообещал нам Павел Сергеевич. И мы его увидели — практически копию надгробия Алексею Ивановичу Мищихину на Усть-Пристанском «старом» кладбище, только более габаритную, а надпись на нем совершенно уже утрачена. «Наш» водружен на Мемориал, а этот, вероятно, так и останется лежать здесь.


Оказывается, энтузиастов на свете не так уж и много. И совсем немного людей, которые могут их поддержать. Вот человек, который, можно сказать, держит в своих руках всю православную историю Бийска, живет ей, восстанавливает шаг за шагом. Но и он бессилен перед глобальным равнодушием и непониманием земляков.
Так, на глазах, уходит старое кладбище, мемориальный исторический памятник. «Родительский день» актуален и здесь, и вероятно, еще в сотнях мест. Есть ли надежда на спасение некрополя?

…Поначалу державшийся официально, «хозяин» города Павел Сергеевич расположился к нам, «гостям», ведь оказалось, что у нас так много общего.Расположился и таксист, довезший нас до Вознесенского кладбища, а потом вернувшийся за нами. Он был доволен – стандартный рейс превратился в экскурсию от главного знатока Бийска. Мы же ехали по уже начавшему погружаться в сумерки городу и только успевали поворачивать головы направо и налево и «ловить» объекты, о которых рассказывал историк.
Сколько ни пиши, а охватить всего невозможно. Обязательно побывайте в Бийске.

Оксана ПАНТЕЛЕЕВА.

Яндекс.Метрика