«Как велят мне долг судьи и моя совесть…»

Третьего декабря в России отмечается День юриста. Эта дата для российских правоведов означала профессиональный праздник еще в дореволюционной России. В этот день в 1864   году в России была принята серия судебных уставов и других законодательных актов, которые легли в основу судебной реформы.

Интересно, что практически все юридические сферы  имеют свой  «профессиональный» день – например, День прокуратуры, День нотариата. Нет  его у работников суда. И вот, с 2008 года судьи отмечают «свой» день именно  в третий день декабря.

Для  Ольги Анатольевны Репниковой эта дата  имеет  вдвойне  важное  значение. Именно 3 декабря 2009 года  было опубликовано постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания о  ее назначении мировым судьей Усть-Пристанского района. Буквально в этот же день был организован переезд, а назавтра, 4 декабря, она уже принимала присягу в своем новом рабочем коллективе в Усть-Чарышской Пристани:

«Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть». И сразу погрузилась  в работу.

Говорят «звезды сошлись». А здесь можно было бы сказать: «сошлись даты»!  Ольга Анатольевна не верит в магию. Я тоже. Но поневоле задумаешься о цепи совпадений, даже в том, что надо же было мне подойти с предложением стать героиней зарисовки именно накануне этой, такой значимой для нее, даты! И я неожиданно сразу получаю согласие: «Да, конечно! Ведь 4 декабря ровно 10 лет, как я работаю в Усть-Пристани!».

Все мы родом из детства…

«Сейчас я могу сказать, что это судьба, и  пусть каждый  это  понимает, как понимает», — мы  встретились и беседуем в кабинете Ольги Анатольевны.

Родилась она  в Барнауле. Росла, как обычные дети. Увлекалась всем, чем хотела: лыжами и фигурным катанием, танцами  и шахматами. О будущем не задумывалась.       

«Редкий ребенок еще в школе может определиться с будущей профессией и целеустремленно идти к этому, — считает Ольга Анатольевна. — У меня сын сейчас в 9 классе, и мы пытаемся определиться с тем, чем он хочет заниматься в жизни. И в то же время я понимаю, что сама в этом возрасте еще не знала, что буду юристом, и даже в выпускном классе не знала…».

В таком случае один из распространенных вариантов – пойти по стопам родителей. В этом случае ее ждала профессия бухгалтера, как у мамы или … аэропорт!  Папа возглавлял  службу, которая отвечает за радиотехническое управление воздушным движением в крае, он – заслуженный работник связи Российской Федерации.  Конечно,  возникало желание стать стюардессой. Но родители жестко отговорили, убедив, что за романтичным образом стройных красавиц скрывается, в первую очередь, посудомойка и уборщица. Учительская стезя тоже казалась привлекательной, но недолго. Время пришло, Ольга получила аттестат, подала документы в АГУ на экономический факультет и …завалила экзамен.

Профессия, которая всегда с тобой

К счастью, у родителей появилась возможность платить за учебу.  Выбор пал на  Академию экономики и права. И с этого момента Ольга стала юристом. После первого курса проходила ознакомительная практика в судах, прокуратуре. Постепенно  пришло понимание, что самое привлекательное для работы направление — деятельность суда. «Сразу после окончания я стала работать секретарем судебного заседания, — рассказала Ольга Анатольевна, — потом помощником судьи. И постепенно я поняла, что хочу быть судьей. Передо мной были замечательные люди, профессионалы своего дела, идеальные судьи – по общению, по ведению процесса, по отношению к делам, работе. Это был Ленинский районный суд, там же я готовилась к экзамену  и  сдала его».

В Барнауле найти вакансию для применения  нового статуса было непросто, и вместе с самыми близкими людьми будущий мировой судья стала рассматривать вакансии в районах края.  Выбирали из разных соображений, одно из которых – близость к родному Барнаулу,  родителям.

«Я приехала на собеседование к Наталье Андреевне Пилюгиной, тогда она была председателем суда. Меня  поддержали, так как своего кандидата у нас в районе не было, и поэтому я заняла эту должность».

Когда уже  в третий раз Ольга Анатольевна в разговоре повторила: «У нас в районе», я невольно сделала  на этом акцент, задавая  следующий  вопрос.

«Да, этот район стал действительно  моим, и ровно 10 лет, как я приняла присягу. Это большой срок. И мне, конечно, очень бы хотелось знать, что устьпристанцы думают о моей работе, хотелось бы получить их оценку», — делится моя героиня.

Вообще, когда человек любит свою работу и ощущает себя на своем месте, это понимаешь сразу. С ним можно разговаривать бесконечно, ему будет хотеться поведать и об этом, и о том, поделиться  опытом. Однозначно это – о судье  Ольге Анатольевне Репниковой. Кстати, в 2014 году ее профессиональный статус повысился – она была назначена пожизненно на должность судьи районного суда. 

Ольга Анатольевна рассказала, что судьей можно стать, начиная с 25 лет, а предельный возраст  работы судьи  — 70 лет. И в 30 с небольшим лет она взяла на себя огромную ответственность – быть на страже прав людей в течение нескольких десятков лет. И не только это.

Существует кодекс судейской этики, который пожизненно накладывает на человека ряд ограничений и особенностей.  Ни при каких обстоятельствах ты не имеешь права запятнать честь выбранной профессии. Работа и жизнь судьи взаимосвязана практически стопроцентно. Это касается и круга общения, и поведения в общественном месте, стиля одежды, степени открытости.  Это невидимая мантия, которую ты не снимаешь никогда.

«Встать! Суд идет!»

В среднем, Ольга Анатольевна рассматривает 100 дел в год. Каждое дело требует времени, изучения всех тонкостей. Потом следует принять  решение, обосновать его. Поэтому стандартным рабочим днем частенько  приходится жертвовать, задерживаться допоздна, работать в выходные. Судебные дела нельзя выносить за пределы суда, поэтому домой работу попросту не возьмешь.

«Сейчас я, в основном, рассматриваю гражданские дела, — продолжает рассказ Ольга Анатольевна, —  когда люди обращаются за защитой своих прав.  Отмечу, что на работу суда влияет обстановка в стране. Когда закрывались заводы, было очень много споров, связанных с сокращением, взысканием зарплаты. Сейчас у людей нет работы, и немалое количество дел по взысканию кредитов. Люди не рассчитали своих материальных возможностей, и теперь не могут их выплатить.

И ведь государство старается оказать помощь сельчанам. Скажем, в этом году было предусмотрено и внесено в законодательство повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, тем, кто живет в селе и проработал в сельском хозяйстве тридцать лет. Закон принят, начал действовать. Человек идет оформлять свое право. Пенсионный фонд начинает проверять их тридцатилетний стаж, и оказывается, что в нем есть период, который засчитать нельзя, так как они работали в другой организации, не относящейся впрямую к сельскому хозяйству. Например, человек работал в совхозе электриком, но числился   работником  предприятия «Сельхозэнерго», относящегося к Министерству энергетики, а не к Министерству сельского хозяйства. Они приходят в суд и обращаются с иском к Пенсионному фонду с просьбой засчитать эти годы. И суд помогает им получить это право на повышение пенсии.

Когда  в 2014 году от паводка пострадало имущество граждан,  у нас на каждого судью приходилось под 200 дел в год.  Это была очень сложная категория, не имевшая  судебной практики, многие дела доходили до краевого суда, и порой решения изменялись.

Видите, на  работе суда отражаются и такие явления, как наводнение.

Мы восстанавливаем нарушенные права граждан, а разбирая уголовные дела, наказываем преступников и защищаем потерпевших. В отличие, например, от адвоката. Я в молодости  подумывала о такой деятельности.  А потом  увидела в суде, как работают адвокаты, через что им приходится проходить, защищать настоящих убийц!  У судьи как раз другая задача. Поэтому, хоть я и переживаю, волнуюсь в процессе, но результатом своей деятельности я довольна, я чувствую моральное удовлетворение».

«Счастье любит тишину»

Так считает Ольга Анатольевна и этой же фразой отвечает на мою просьбу рассказать о семье. Я принимаю ее позицию, тем более, как уже было сказано, этого требует профессиональная этика.

Так распределились роли, что  супруг, Андрей Сергеевич взял на себя заботу  о доме, участке,  хозяйстве  и воспитании детей. И если поначалу это было вынужденно, то теперь он с удовольствием занимается развитием ЛПХ и вжился в роль сельчанина-хозяина.  В семье два мальчика и «лапочка дочка».  Сыновья Саша и Дима, им 15 и 9, растут послушными,  помогают во всех делах, хорошо учатся. Младшая Аня – всеобщая любимица. По словам мамы, именно с рождением дочки, для нее огромным открытием стало то, насколько девочки отличаются от мальчиков. Анечка любознательная, активная и настоящая барышня, любит наряжаться, помогает маме приготовить что-то вкусное, хотя ей всего три года. Такая вот гармоничная, счастливая семья.

Осталось еще рассказать, что Ольга Анатольевна Репникова  – член сборной района по настольному теннису. Когда встал вопрос о выходе команды на межрайонный уровень, и для участия в соревнованиях необходимо было наличие в составе игрока – женщины, она согласилась. Надо – значит надо. Тем более, что теннис в приоритете у папы моей героини и любимый вид спорта судейского сообщества края, где Ольга Анатольевна – «пятая ракетка среди женщин». Теперь уже и в составе устпристанской команды она занимает призовые места.

 … Поговорив обо всем, расстаюсь со своей героиней. В голове вертится и никак не может пробиться на свет чья-то цитата. Выхожу из здания суда, и она меня настигает. Это Антон Павлович Чехов: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Он существует, чеховсий идеал! И у нас он воплотился в Ольге Анатольевне Репниковой, судье районного суда.

Оксана ПАНТЕЛЕЕВА.

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика