Встреча для вас: «человек – оркестр» Александр Ляпунов

То гитара, то солист, то саксофон, то коллектив – Александр Петрович Ляпунов не устает удивлять! Универсальный аккомпаниатор-исполнитель-руководитель, который, кажется родился с музыкальным инструментом в руках.
«Это лишь верхушка айсберга, того, что было у меня раньше», — говорит Александр Петрович. — Еще я очень много занимался с детьми. Мне нравятся разные инструменты, и делать что-то разное, потому что до такой степени я разный и широкий».

Монолог-благодарность

й момент. Сидим мы дома с женой, беседуем, кофе пьем. Она очень тонко меня чувствовала. Все нормально у нас, все хорошо. Дом хороший, машина хорошая, а в первые годы конечно, сложно было, из нищеты вылезали. И вдруг она мне говорит: «Саня, а что ты загрустил?».


А я ей: «Слушай, мысль пришла: дом у нас хороший, машина, ты у меня такая, а я чего-то не ощущаю, что я это заработал. Что это – аванс, долг? Чем платить буду? – не заслужил я все это».
И вот такое же состояние меня порой накрывает, когда я думаю о своем сегодняшнем окружении, и о том месте, куда я попал. Меня здоровье сейчас очень подводит. Но очень хочется пожить подольше, чтобы вот этим людям, которые рядом сейчас, сказать спасибо, отработать то, что они сделали для меня.

Во-первых, я попал в коллектив профессионалов. Я очень немного делаю: у меня две женские вокальные группы, какие-то номера отдельные. Но все окружающее подстегивает, стараешься планку держать, потому что здесь все спецы, кого ни коснись. Елена Ивановна Юрочкина, худрук – и с бумагами сидит, и сценарии пишет, и сама участвует, и программу целиком тянет и еще умеет выкрутиться из нестандартной ситуации. Я «по запарке» устроил такую на отчетном концерте: перепутал выходы и напялил на себя народный костюм. А должен был выходить с авторской песней. Елена Ивановна меня уже объявила, сказала нужные слова. И когда она поняла, что мне нужно время, она умело заполнила паузу, виртуозно рассказав зрителям историю о том, как я освоил гармошку. Да, я именно здесь, работая в этом ДК, освоил совершенно не нужный мне инструмент.


Но я нашел в ней прелесть, свой драйв, и я обнаружил, что именно с гармошкой какие-то песни совсем иначе звучат. А все почему? Мне хотелось угодить человеку, который меня восхищает своим профессионализмом.


Людмила Владимировна Ерохина, наш директор – когда я заболел, как она мне помогала! Да и все остальные. Друзья с машиной разобрались. Одна коллега звонит: «Сейчас подъеду, в больницу поедем», вторая: «Фотографируйте рецепт, я съезжу в аптеку, куплю», участница одной из вокальных групп: «Так, у меня это есть, сейчас принесу». Столько участия! И как я могу быть неблагодарным и не делать чего-то в полную силу.


А Саша Рыжков? У меня сестра живет в Белгородской области, и я ей отправляю ссылки на видео концертов на Ютубе. Она всем знакомым рассылает, со всех сторон – столько комплиментов, столько благодарностей. «Как в зале посидели» — пишут.


Я стал серьезнее относиться к саксофону, потому что здесь я стал часто включать его в номера. Рядом с таким вокалом, как у Людмилы, нельзя плохо играть, хочется — лучше и лучше. У Ирины Акиньшиной – огромный диапазон, умение схватывать, понимать, делать все быстро и качественно. Наталья Бражникова – голос у нее – звоночек такой. И как рядом с такими голосами позволить себе сделать плохо?


Или вот, моя группа старшего возраста. Они какие песни предлагают – тема одна: «Ой, как стало все плохо….» Я им говорю: «Женщины, милые, ну не надо так. Давайте пободрее, повеселее». И сейчас они у меня уже – «Бабушки-сударушки и поют, и пляшут!». И, например, я слышу, у кого звонче получается в каком-то месте, я скажу: «Пусть споет в этом месте одна», а вы подхватите. А здесь можно и плясануть, ну не широко, а хоть немного потоптаться. Глядишь, и глаза у них заблестели, и жизнь в песню пошла. Это очень важно. О чем поешь – о том и думать нужно, а не о том, кто в зале сидит или о чем-то еще. Тогда ты и поешь хорошо, и песня звучит.


Пошли они в костюмерную костюмчики подыскать. Я: а что, может и мне принарядиться – сапоги у меня есть. И тут же Галина Николаевна Жданова: «Сейчас, Александр Петрович!» — и вот я стою в рубахе, в кепке с цветком. Все фирменно, четко, профессионально. И это очень стимулирует во всем.


А на «Созвучие» у меня вообще большие планы. Я обязательно сделаю с ними номер акапелла, и, конечно, буду экспериментировать с инструментом.


Даже когда я уезжаю из Усть-Пристани, еду в горы, бывает, остановлюсь – и вокруг снова эти люди, мысли о том, как «вкусно» с ними что-то делать вместе. Идешь на репетицию, порой, такой чахлый – а тут поработали – и ничего, жизнь просыпается! Эффект после полутора часов работы – ты не изнашиваешься, а наоборот, заряжаешься.


Остается радоваться всему этому, что есть у меня. И за то, что я в таком месте оказался – ангелов-хранителей надо благодарить и друзей».

Путь музыканта

Родился он Киргизии, в рабочем поселке Арал, среди гор. Мама работала почтальоном, детского сада в селе не было, и дошкольное учреждение заменила кабина «газика» за рулем которого сидел отец. «Первым моим словом был карбюратор» — смеется мой герой. – В третьем классе уже свободно водил грузовик сам, только когда скорости переключал, приходилось «нырять» вниз, под руль, переключать скорости и «выныривать».


Семья переехала уже тогда в другое место, на южный берег озера Иссык- куль. Там Саня уже научился плавать, рыбачить, стрелять – здесь была развита «разумная» охота. И никакой тяги к музыке не было.

Но однажды мальчик страшно влюбился в одну девочку с золотыми волосами. А отец немного играл на баяне. И Саня начал пиликать и петь: «Оля моя-я-я, люблю я тебя-я-я-я». Накрыло – захотел стать баянистом и все. И отец был вынужден отвести влюбленного к педагогу, который вел класс баяна, зародивший в селе музыкальную школу. Была середина учебного года, а за уроки нужно было платить. Педагог предложил подождать сентября, но Саня был непреклонен. С детства повелось: если он чего-то захотел, обязательно добьется. Он так уперся, что выполнил условие – прошел за три месяца программу года. Преподаватель был в восторге. Мальчишку заметили и в селе, его выступления украшали концертные программы в местном клубе, хотя голова артиста еле была видна из-за баяна.


Но Александр уверен: не те далеко идут, которым все легко дается, а те, кто трудится! И у него, несмотря на способности, не возникло желания серьезно посвятить себя музыке. После 8 класса поступил в училище, но почти сразу начал играть в ресторане, со взрослыми мужчинами. Клеши, волосы длинные – все, уже сразу стал крутым музыкантом!


Кстати, история этого «взлета» тоже весьма любопытна. Студентов училища отправили в окрестности Джамбула на сбор винограда. По вечерам вокруг костра ребята передавали друг другу гитару и по очереди пели. Первокурснику, конечно, никто бы гитару в руки не дал. И вчерашний школьник наблюдал, как старшие играют, тихонько подпевая. А на рассвете потихоньку утаскивал гитару и пытался играть, спрятавшись в «вигваме» из ящиков, который соорудил сам, и удивлялся, как это больно – играть на гитаре. Один из старших обратил на него внимание, «взял под крыло», и очень скоро наш герой попал в команду музыкантов сначала одного ресторана, а потом – другого – центрального в городе.

Александр Петрович – философ. Однажды на глаза ему попалась фраза: «Благодарю тебя, Господи, за немощь мою». «Ведь как это верно! –говорит он. — Хорошо, что кому-то не удалось стать врачом. Повезло многим людям, которых он мог бы лечить. Или когда помыслишь что-то ненужное, как хорошо, что ты немощен для выполнения этого замысла. Надо понимать, что каждый приносит в мир столько, сколько ему дано. Это может быть автор и исполнитель всего одной песни, но зато какой! Это редко, когда человек способен постоянно создавать что-то неповторимое. У каждого есть прекрасное, есть и неудачное. Люди хотят, стремятся, пробуют. Это важно».


Он мог бы стать «большим» музыкантом, но стал аккомпаниатором. И нисколько не огорчен этому факту. Главное – что есть желание творить, пробовать и создавать!

Саксофон – мечта, которая сбылась

Александр Петрович был счастливо женат. Есть выражение – «моя половинка». Жена Надежда была не просто «половинкой», а все 90 процентов. Они все делали вместе – работа, интересы, все общее.


«Мэмочка» – так я ее звал (уважительно от «мэм»»), и также ее называли и мои родители, и даже друзья» — рассказывает Александр Петрович. Саксофон – это ее подарок и вечная мелодия – для жены. Она ушла в 2006, и поначалу близкие очень переживали за Александра – выдержит ли он такую жестокую утрату.


Тогда сестра жены сказала: «Сейчас у тебя в жизни будут плохие моменты, и в такие моменты ты бери этот саксофон и играй. Она тебе будет помогать».


Саксофон «мэмочка» подарила мужу на день рождения. Просто однажды он увидел по телевизору саксофониста и мечтательно сказал: «Прикольная штука какая…». И она запомнила, непостижимыми путями купила для него инструмент, когда –то вместе с владельцем «победивший» на конкурсе европейского уровня. Александр освоил его совершенно самостоятельно, и это произошло также, как когда-то он начал придумывать песни про девочку с золотыми волосами.

«Я чувствую ее присутствие рядом. Иногда спрошу: «Мэм, ты здесь»? И мне подается какой-то знак. А саксофон звучит с каждым разом лучше, ведь в эти мелодии Александр Петрович вкладывает всю свою душу.

Теперь его можно услышать на главной сцене Усть-Пристанского района. Так что не пропускайте концерты – ни «живые», ни онлайн. Вам дана замечательная возможность прикоснуться к прекрасному.
И в наступающем году я желаю вам как можно больше прекрасных минут. А Александру Петровичу – открытий, находок и реализации всех задумок. И всем- здоровья! С Новым годом!

                                                                                                     Оксана ПАНТЕЛЕЕВА.


Яндекс.Метрика